11 ноября 2012
ОГЮСТ РОДЕН:
новая жизнь старых скульптур или
Если у вас есть замок...
Музей-заповедник «Царицыно»
19 сентября – 4 ноября 2012 года
Выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840–1917)
из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга.
О выставке на сайте музея.
В юности у меня сложился образ сурового, жестокого и могучего человека, упрямо, вопреки всему и всем создающего то поэтичные, то грубовато-мощные скульптуры так, как считал нужным. И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я…» у нас был переведен еще в 1969 году.
Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму, импрессионизму, символизму. Возможно ли это? А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления»? Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение, или является уникальным. На то он и «великий».
Роден сегодня в моде? Недавно музей Родена предлагал в ГУМе выставку-продажу скульптур небольшого размера.
Если у вас есть замок, вы можете украсить его не только старинными шпалерами, но и бронзовыми шедеврами великого мастера. Так из Петербурга на выставку в Царицыно не доехали четыре произведения – остались жить там.
Когда я оказалась в Царицыне в следующий раз, шел дождь. Граждане Кале казались еще несчастнее. Влюбленные целовались, не замечая крупных капель, которые блестели на их черных телах. На пальцах Паоло местами уже блестела бронза, протертая, видимо, влюбленными парами «на счастье». С бровей Мыслителя стекали капли. Он казался куском скалы, противостоящим стихиям, еще более мощным и даже угрожающим, поскольку уже темнело. Дождевая вода скапливалась у ног Бальзака, но он не замечал ее, мечтательно глядя на Москву...
Прежде чем отправиться на выставку в Хлебный дом, подойдем к скульптурам, отлитым в натуральную величину. Они стоят около входа в Большой дворец и кажутся небольшими на его фоне. Но это только издали.
Ниже в подписях указан год создания гипсовой формы самим Роденом и мастерская, в которой делали современную отливку. Вся коллекция, показанная на выставке сделана в 1998 году, в трех литейных домах Франции и США.
Слева-направо:
Мыслитель. 1903
Граждане Кале. 1889
Поцелуй. 1888–1889
Памятник Бальзаку. 1898
Литейный дом Valsuani, Франция
На выставке представлены, в основном, известные произведения Родена. Их изображений много в сети, как и информации о жизни и творчестве скульптора, поэтому подробно на этом материале останавливаться не буду.
Фрагмент памятника «Граждане Кале»
Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада». Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко. А здесь мы можем дотронуться до нее рукой!
(Вот-вот! Скульптуры на Дворцовой площади, выставленные за несколько дней до открытия выставки, посетителям так понравились, что они начали активно общаться с ними. Пришлось экспонаты огородить решетками. Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства).
В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада».
На торжественном открытии выставки в атриуме Хлебного дома выступили (слева-направо): Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков, главный художник музея, работавший над экспозицией Давид Бернштейн, у микрофона – заместитель по научной работе Ольга Докучаева, организаторы международного проекта: генеральный директор «Modern art Gallery» Светлана Рисунова, арт-дилер и специалист в области искусства ХХ века Патрик Карпентье.
Аудио-ролики с фрагментами выступлений на открытии выставки.
Директор музея Александр Безруков:
Художник музея Давид Бернштейн:
Патрик Карпентье дает интервью телеканалу у скульптуры «Бронзовый век». 1877. Литейный дом Valsuani, Франция
Анфилада небольших залов Хлебного дома. Здесь расположились 38 скульптур Родена меньшего размера, листы из альбома фирмы Гупиль и другие материалы.
Ценность живописного полотна или мраморной скульптуры – в уникальности.
Произведениям скульпторов, работающих в бронзе, «повезло» – их можно тиражировать. Благодаря этому мы можем сегодня увидеть многие произведения Родена на этой выставке, побывавшей в ряде стран. После Петербурга коллекция приехала в Москву.
Выставка привлекает внимание большим количеством работ, а также, в связи со своей необычностью (т. е. не музейностью экспонатов), и попутными интригующими вопросами, порой не художественного свойства.
Первая мысль, которая возникла при известии о выставке, – как удалось собрать такую большую коллекцию старого мастера, работы которого находятся в музеях?
И другие вопросы, которые почему-то не возникали раньше в музейных залах.
Например, что же такое бронзовая отливка?
Как ее делали при жизни автора и в наше время?
Сколько копий можно отлить по форме, созданной самим автором?
Насколько отливка соответствует оригиналу?
Что означает термин «всенародное достояние» после окончания срока авторских прав (во Франции, как и у нас – 70 лет). Почему оно, в конце концов, оказывается чьим-то, но не «всенародным»?
Может быть, стоит доходы от этого «достояния» пускать на нужды культуры в соответствующей стране?
На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке:
«ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Бронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства.
Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами.
В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Многочисленные экземпляры скульптур отливались при жизни и после смерти Родена.
В отношении скульптур, отлитых по гипсовым или восковым оригиналам, французское законодательство не делает различия между прижизненным литьем и бронзовыми скульптурами, отлитыми после смерти мастера.
Согласно современному французскому законодательству скульптура из бронзы считается подлинной, если она отливалась по гипсовому или восковому оригиналу, созданному самим скульптором, в рамках тиража, не превышающего 12 экземпляров. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками...
Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это! Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию...
ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯ
Бронза — это сплав металлов: меди (85-90 %), олова (7-12 %), цинка и свинца.
Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Со временем древние египтяне, греки и римляне научились отливать статуи из бронзы для воздаяния дани богам. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке.
Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла.
Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины».
…………………….
Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз….
«ВРАТ АДА» – 7 экз. Все отливались после смерти скульптора….
Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год….
Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. 4 экземпляра были отлиты при жизни Родена…».
Для качества отливок важна точность воспроизведения авторской модели. Чем меньше оттисков с нее делали, тем сохраннее форма и точнее отливки.
В XIX веке технология бронзового литья усовершенствовалась, и работы скульпторов стали тиражировать в большом количестве и разном масштабе. По нормам международного права на современных отливках стоит маркировка, отмечающая количество экземпляров и номер отлива.
По завещанию Родена 1916 года все его работы и рукописи переходили государству.
При жизни Роден позволял в большом количестве производить копии своих скульптур для продажи. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия; «Поцелуй» – 319 копий. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.
Но вернемся к возвышенному. Хотя в случае с Роденом возвышенное и земное часто идут рядом.
Поднимемся на второй этаж Хлебного дома.
Нас встречает блестящая (в прямом и переносном смысле) уменьшенная копия «Бронзового века». 1903. Литейный дом Gantz,США
и Бюст Родена работы Камиллы Клодель (в виде репродукции).
Показываю скульптуры в хронологическом порядке – по времени создания гипсовой формы. Сначала крупные, затем небольшие работы.
У тех, кто впервые начнет знакомиться с творчеством Родена на этой выставке, может сложиться не совсем верное впечатление о скульпторе. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ.
А небольшие «Врата ада»? Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Но стоит ли? Ведь по нему совершенно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см.).
Врата ада (этюд). 1881. Литейный дом Valsuani, Франция
Для более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. Зато экспозиция, думается, даст много для более глубокого изучения творчества мастера при сравнении вариантов скульптур и графических эскизов.
Женщина, сидящая на корточках. 1881. Литейный дом Gantz,США
Роден часто дорабатывал, изменял свои модели. Поэтому вариантов гипсовых форм тоже немало. Например, прямо на выставке мы можем сравнить два «Поцелуя».
Первый (уменьшенный) – находится в Хлебном доме. 1882. Литейный дом Airaindor, Франция
Второй (в натуральную величину) – перед дворцом. 1888–1889.
Литейный дом Valsuani, Франция
Скульптурам в залах явно не хватает жилплощади. И небольшие, и более крупные работы Родена требуют свободы, воздуха. Перегородки в небольших залах – не лучший вариант экспозиции.
Размышление (слева). 1900. Литейный дом Valsuani, Франция
Другая извечная проблема – недостаточное освещение. Сделать идеальный свет на выставке, где представлены и скульптура, и графика, видимо, невозможно. Листам из старинного альбома освещение вредно. А свет одиноких желтых фонариков падает, в основном, на затылки и другие выпуклые части скульптур.
Ева. 1883. Литейный дом Gantz,США
Увидеть, что скрывается в таинственном сумраке, нам здесь поможет вспышка, которой пришлось злоупотреблять при съемке.
А вот зрителям на выставке уже ничто не могло помочь…
Интересно сравнить одно и то же произведение, выполненное в бронзе и мраморе. Ниже показываю вариант из ГМИИ им А. С. Пушкина (в коллекции музея хранится 12 работ Родена).
Ева. 1881. Мрамор. Уменьшенное повторение терракотовой скульптуры из музея Родена в Париже. Выполнена в мастерской Родена его учеником Э. А. Бурделем. Вариант отличается от бронзовой модели предназначенной для «Врат ада». Скульптура была приобретена в Париже
М. А. Морозовым, старшим братом известного коллекционера.
Похоже, лучшего материала для изображения женского тела, чем белый мрамор не найти!
Менее известные работы:
Минотавр. 1885. Литейный дом Gantz,США
Воскрешение Адониса. 1889. Литейный дом Airaindor, Франция
Утренний туалет Венеры. 1890. Литейный дом Airaindor, Франция
В трех работах (плюс голова), посвященных Бальзаку видно, как скульптор шел от реалистического образа к символу, свободному от суетных деталей.
Этюд с обнаженной натуры G. 1893. Литейный дом Airaindor, Франция
Бальзак в монашеской рясе. 1893. Литейный дом Gantz,США
(Располневший писатель носил рясу)
Голова Бальзака. 1897. Литейный дом Airaindor, Франция
Памятник Бальзаку.1898. Литейный дом Valsuani, Франция
Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее?
Ирида, посланница богов. 1895. Литейный дом Gantz,США
Нижинский. 1912. Литейный дом Gantz,США
Вечная весна. 1898. Литейный дом Airaindor, Франция
И как раз такой же ракурс оказался у меня из ГМИИ им А. С. Пушкина. Сравним?
Вечная весна. 1884. Отливка мастерской Барбедьена
Тень, торс. 1902. Литейный дом Airaindor, Франция
Дальше малогабаритные скульптуры в витринах, из «Врат ада»:
Ирида, пробужденная нимфой. 1885. Литейный дом Airaindor, Франция
Проклятые женщины. 1887–1890. Литейный дом Airaindor, Франция
Творчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. У мраморной Данаиды волосы струились белоснежным водопадом, стекая с чудесного изгиба шеи, а в витрине – малоформатный вариант в бронзе. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю.
Данаида. 1895. Литейный дом Airaindor, Франция
Старое дерево. 1896. Литейный дом Airaindor, Франция
На рассматривание 133 листов репродукций офортов Родена из альбома фирмы Гупиль можно потратить целый день! Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Альбом издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров.
Выбираю для примера два листа:
Возвращение с шабаша. Лист № 115.1897
Этюд. Пастораль. Лист № 121. Офорт, соус.
Вы можете оставить комментарии к статье в блоге.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved