27 марта 2013

«МАГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ С НЕБЕС.
Из индонезийской коллекции Музея Азии и Тихого океана (Варшава)»
Государственнй музей Востока
20 февраля – 12 мая 2013 года
Выставка  холодного оружия удивительным образом соединила в этих залах три страны, две из которых так далеки от главной героини – Индонезии. А сколько путешествовали по миру сами необычные экспонаты, знают только они.
Информация на  сайте музея.   
Видео канала Культура.
wp15546f94.png
wp9bc085c7.png
wp889369e0.png
wp8cfd582f.png
wp311fa322.png
wpe6157f5b.png
wp69109227.png
wpae92ac82.png
wp501a2db6.png
wp3bb5ba7d.png
wp4d6c10ad.png
wpd3938442.png
Название выставки не отражает всего комплекса сокровищ, которые показывает музей. Кроме разнообразного оружия из польского музея здесь можно увидеть и экспонаты московского музея Востока (ГМВ): батик и ткани, созданные вручную на ткацких станках, бытующих на островах с первобытных времен, костюм и росписи на ткани золотыми и клеевыми красками, резьбу по дереву и камню.
wp1e2f0255.jpg
Экспонаты выставки, хотя и являются реальным оружием, все же воспринимаются больше как духовное и культурное явление, а для кого-то, в первую очередь, как произведение искусства. Но посетителей на открытии, судя по тому, что слышится  со всех сторон, увлекают в первую очередь мистические истории, связанные с кинжалами крисами. Изучив экспонаты выставки и подробные описания в залах музея вы вполне можете стать специалистом по этой теме.
Показанное здесь – лишь малая доля выставки и представленной на ней информации!
Далее приводим в сокращении некоторые тексты, сопровождающие выставку и фрагменты из каталога (номера экспонатов указаны по каталогу).
Дополнения автора – в прямых скобках.

С годами выясняется, что в основе многих музеев изначально лежит чье-то серьезное увлечение.
Анджей Вавжиняк, директор Музея Азии и Тихого океана в Варшаве:
    Крисы – это первые предметы, которые я начал собирать, попав на Архипелаг. Они стали моей страстью на много лет, и мне удалось сформировать внушительную коллекцию. Раз в год ко мне в Джакарту приезжал мастер эмпу из Центральной Явы, чтобы почистить и помыть крисы, а также выполнить ритуалы в их честь. Он же занимался их реставрацией и консервацией. Он проводил у меня по 3–4 дня, иногда неделю. Индонезийцы, в том числе хорошо образованные и живущие за границей, глубоко верят в магическую силу крисов. Моя приятельница Ибу Прингодигдо, получившая высшее образование в Нидерландах и США, супруга министра в правительстве президента Сукарно, часто навещала меня, чтобы «поговорить» с крисами. Она обладала глубокими знаниями и еще более глубокой верой. Однажды, когда я показал ей свое новое приобретение – прекрасный старинный крис, она рассказала о его происхождении и о бывшем владельце, уверяя, что эти сведения получены ею непосредственно от самого криса. Я очень люблю индонезийское холодное оружие. Сейчас, достигнув возраста теневой черты, я отобрал из своей коллекции несколько замечательных крисов, которые оставлю в наследство своим детям, внукам и правнукам в качестве крисов-охранителей пусака, которые будут защищать их самих и их семьи.

Крисы и ножны XIX в.
Крисодержатель в виде фигуры Арджуны [скульптура на переднем плане].  Бали. Сер. ХХ в. Дерево, резьба, роспись. 45х12 см. ГМВ
Пальцы правой руки Арджуны застыли в ожидании криса
wpcb375fee.jpg
Кшиштоф Моравский, автор каталога выставки:
    450 предметов индонезийского оружия составляют ядро коллекции, на которой был основан Музей Азии и Тихого океана в Варшаве. Анджей Вавжиняк, директор музея, начал собирать свою коллекцию в 1960-е гг. Оружие стало его первым увлечением в Индонезии. Для этого имелось множество причин. Холодное оружие на островах Индонезии не только инструмент для боя, символ высокого статуса и предмет искусства. Культура Нусантары создала целую систему мифов, верований и обычаев, связанных с оружием, и в первую очередь с крисами. Им приписывается сверхъестественная сила, а также собственная, независимая от человеческой, воля и часто опасная жизнь. Эта магическая атмосфера очаровала Анджея Вавжиняка не меньше, чем красота крисов. Через несколько лет, проведенных в Индонезии, он считался уже не просто экспертом по старинным клинкам, но и специалистом по благоприятным и негативным силам, которыми они наделены.
    Когда в 1973 г. Анджей Вавжиняк подарил свою коллекцию польскому государству, она включала художественные ткани, скульптуру, живопись и множество других предметов. Однако настоящей душой этой коллекции были 400 единиц оружия, собранные с 1961 по 1971 г., так же как крис является душой мужчины и воина...
    Анджей Вавжиняк приложил большие усилия, чтобы собрать коллекцию, в которой представлены и систематизированы все многочисленные виды индонезийского холодного оружия. В последующие годы в качестве директора музея он постоянно пополнял коллекцию благодаря ежегодным поездкам в Индонезию. Сегодня это крупнейшее собрание подобного рода за пределами Индонезии, отражающее все многообразие оружия Нусантары. Настоящей жемчужиной коллекции является крис, предположительно XIV–XV вв., относящийся к типу Маджапахит. Подобные кинжалы в научной литературе рассматриваются как прототип криса. Наряду с ним коллекция включает в себя почти все многочисленные виды индонезийского оружия. Упоминания заслуживают кинжалы, мечи, древковое оружие различных типов. Эти предметы часто изготовлены с большим мастерством и богато орнаментированы.
    Крис – важнейший вид оружия Нусантары – представляет собой кинжал, который распространен почти на всем Малайском архипелаге; помимо основного назначения он выполняет также ритуальные функции. Одной из характерных особенностей криса является памор – отчетливый узор в виде окружностей, спиралей, полос и других фигур на темном фоне клинка. Для изготовления этого узора используется сплав под названием памор, источником которого нередко служат метеориты. Считается, что именно в паморе – рисунке на клинке – кроются магические силы, способные помочь в трудную минуту, защитить от болезней или принести богатство. Кроме того, крис являлся показателем статуса своего владельца. Хотя крис имелся у каждого яванца, некоторыми разновидностями этого оружия, например с определенными узорами памора, могли владеть только представители высшего сословия; аналогичным образом некоторые разновидности ткани батика, например, с орнаментом паранг русак до середины XIX в. предназначались только для королевских семей. Памор встречается также на других видах оружия, например на кинжалах куджангах и ведунгах, которыми владели яванские придворные. Более того, памор может иметься также на копьях, на клинках кинжалов и мечей, указывая на ритуальное назначение данного оружия.
    Наряду с оружием, изготовленным в районах, находившихся в сфере влияния утонченных придворных культур, свое характерное разнообразное оружие в Индонезии имели также народности, населявшие Калимантан (Борнео), Сулавеси, Малые Зондские острова и Западную Новую Гвинею. Следует упомянуть о мечах мандау и копьях с Борнео, папуасских луках и стрелах, духовых трубках, некоторых типах щитов, кирас и шлемов с островов Ниас и Сулавеси.

31. КРИС, Джокьякарта, Центральная Ява, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, дерево, медь, листовой пактонг [сплав меди, никеля, цинка и железа – заменитель серебра]. Общая длина с ножнами 38,7 см; длина без ножен 30 см.
Крис, клинок которого немного изогнутый целиком, с отдельной ганджей. Памор берас вутах и венгкон («рассыпанный рис» и «кайма»).
Оружие острова Ява
    Самым прославленным оружием Индонезии являются крисы – традиционные кинжалы жителей Малайского архипелага. Согласно древним преданиям, первый крис выковал бог-творец Брахма, по другой версии, создателем кинжала был легендарный предок яванцев принц Панджи. На Яве считают, что у настоящего мужчины должно быть пять ценностей: крис, дом, жена, конь и певчие птички. Крис олицетворяет мужское начало, поэтому каждый мужчина имеет такой кинжал, а иногда и три: один родовой, другой личный, а третий ему преподносят родственники невесты во время свадьбы в знак того, что он принят в новую семью. Свой первый крис юноша получает во время обрядов инициации, что означает его социальную и физическую зрелость, лишь после этого он становится полноправным членом деревенской или городской общины, может быть воином. Отправляясь на важную церемонию или празднество, индонезиец обязательно берет с собой кинжал – неотъемлемую часть национального костюма. Традиции его ношения варьируются от острова к острову, на Яве, как правило, крис носят заткнув за пояс на боку или сзади, при этом рукоятью он повернут к правой лопатке.
    Клинок криса прочно ассоциируется с душой его владельца. В ряде случаев кинжал даже может заменять собой человека, например, когда он по ряду обстоятельств вынужден пропустить важное собрание общины, или если юноша высокого сословия женится на девушке ниже себя по происхождению, или это не первый брак жениха. Однако его «заместителем» может служить только особый крис, над которым совершали специальную церемонию «оживления». По поверьям, такой крис обладает магической силой, способной помогать владельцу оружия, защищать его и всю семью, приносить счастье и благополучие. Родовой крис в Индонезии воспринимается как священная реликвия (пусака) и передается от отца к сыну – ведь, как верят индонезийцы, некая часть души предка семьи пребывает в клинке и охраняет своих потомков. Оружие хранится в доме в особом помещении кобонган, своеобразном домашнем святилище, в определенные дни ему делают подношения.  
Крисы правителей символизировали верховную власть и имели статус государственных реликвий, призванных обеспечивать процветание всей страны. О знаменитых кинжалах слагали легенды, считалось, что одни из них приносят победу и славу, в то время как другие – несчастье. Широко известно предание о радже Кен Ангроке, основателе государства Сингасари (13 в.) на Центральной Яве, который заказал крис известному мастеру (эмпу) Гандрингу. Кузнец не уложился в указанный срок и не захотел отдавать, как он считал, незавершенный крис. Разъяренный Кен Ангрок схватил крис и заколол им кузнеца. Перед смертью Гандринг проклял раджу и сказал, что он сам и его потомки погибнут от этого оружия. Так и случилось, раджу убили во время дворцового переворота прóклятым кинжалом.
    Крис представляет собой обоюдоострый кинжал с прямым или волнообразным клинком, асимметрично расширяющимся к пяте. Его характерной деталью является накладка ганджа, находящаяся в верхней части клинка, она выковывается обычно отдельно, надевается на хвостовик и плотно подгоняется к клинку. Сакральной частью криса считается только клинок, а рукоять и ножны могут заменяться по желанию владельца в зависимости от его вкусов, материального или сословного положения.
    По форме клинка (дапур) крисы можно условно разделить на две группы – кинжалы с прямыми и волнообразными клинками. Вариантов этих двух основных форм насчитывается около 180, при этом у каждой, как правило, есть свое название. У неспециалистов распространено мнение о крисе как о специфическом типе холодного оружия с волнообразным клинком, в то время как на самом деле преобладают кинжалы с прямыми клинками – дапур лурус. Волнообразный клинок (дапур лук) всегда насчитывает нечетное число извивов-лук, обычно от пяти до тринадцати. Их отсчет начинают с первого вогнутого изгиба в нижней части клинка. По представлениям яванцев, подобные кинжалы следует носить мужчинам, профессия которых связана с активной деятельностью, в то время как крис с прямым клинком более приличествует священнослужителям и людям с гуманитарным складом ума.

Детали криса и их названия
    Огромное значение, которое яванцы придают крису, отражено в том факте, что каждая, даже мелкая, деталь этого оружия имеет отдельное название. Всего насчитывается несколько десятков терминов, основные из которых приведены ниже в варианте, распространенном на Яве – в старейшем и основном регионе производства крисов.
Клинок вилах и накладка ганджа, насаженная на хвостовик пекси, обычно представляют собой отдельные элементы (накладка ганджа называется в этом случае ганджа датанг), но также могут быть единым целым (ганджа ирас); кроме того, накладка может быть волнообразно изогнута (панджи секар). В верхней части клинка на одной режущей кромке имеется утолщение гандик, иногда называемое «лицо криса». На клинке могут находиться выступы и углубления, имеющие собственные названия. Самый большой выступ со стороны гандика известен под несколькими названиями, из которых наиболее часто используется «слоновий хобот». Между клинком и рукоятью расположено узкое кольцо мендак, или увар, которое скрывает часть хвостовика, не вставленную в рукоять.
    Рукоять укиран в нижней части нередко имеет утолщение бунгкул, на многих крисах закрытое широким кольцом селут. Ножны называются саронг. Они состоят из двух частей, которые обычно изготовлены по отдельности и склеены: верхняя – широкая – часть называется «лодка», или врангка, а нижняя – удлиненная – гандар. Вторая часто закрыта металлическим обкладом пендок в виде рукава-футляра одного из пяти вариантов:
- бунтон, полностью закрытый обклад;
- блевах, обклад с широкой прорезью с одной стороны от врангки до низа;
- натанг, обклад с прорезями на одной или обеих сторонах, которые – характерный признак – начинаются на некотором расстоянии от врангки. Ни в одном из этих типов прорезь не достигает нижней части гандара;
- блевах или натанг с элементом слорок – в прорези имеется тонкая декоративная вставка слорок;
- топенган, обклад с маской-оберегом (топенг) в верхней части.
   Одной из наиболее впечатляющих особенностей крисов является памор – узоры на поверхности клинка. Они получаются в результате чрезвычайно трудоемкого процесса изготовления оружия, когда эмпу сковывал несколько полос железа, перекручивая, сворачивая, разрезая, складывая и вновь подвергая проковке. Обязательным компонентом сплава был никель, который собственно и придавал светлый цвет узорам памора. Источником никеля нередко служило метеоритное железо, что дало жизнь красивой легенде о магическом оружии, спускающемся с небес. Достоверным фактом использования метеоритного материала являются клинки конца 18 в., выполненные мастерами Суракарты на Центральной Яве. Сюда был перевезен метеорит, упавший в 1742 г. на Восточной Яве в окрестностях селения Прамбанан. Его остатки до сих пор хранятся во дворце Суракарты.
    Когда кузнец заканчивал ковку клинка, он протравливал его, в результате чего железо темнело и на черном фоне эффектно проступали серебристые разводы и линии. Насчитывается около двухсот разнообразных узоров памора, они в большинстве своем имеют магико-символическое значение и по правилам должны соответствовать характеру человека, его виду деятельности, социальному статусу. Так, на выставке демонстрируются крисы с мотивами берас вутах (рассыпанный рис) и удан мас (золотой дождь), которые подходят для земледельцев, торговцев и деловых людей. Эти виды памора, как полагают, призваны обеспечить богатство, процветание, удачу и защиту от черной магии.

[Самые старые крисы на выставке, в которых клинок и рукоять выкованы из одного куска металла]:

1. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XIV или XV в., ножны изготовлены позднее. Железо, никель (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 28,6 см; длина без ножен 24,8 см.
Прямой клинок с центральным острием. Памор, продолжающийся и на рукояти, типа адег («прочно поставленный, вертикальный» – узор из параллельных линий). Рукоять в профиль представляет собой изображение стилизованной фигуры человека, опирающегося на трость (жезл брахмана?). Крисы такого типа считаются первоначальной формой традиционного кинжала, появившейся до XIV в. Более современные кинжалы, созданные, когда крис со всеми его характерными особенностями уже сформировался, не так сложны, как описанный экземпляр. Название кинжала происходит от имени династии, правившей в Индонезии, с центром на Восточной Яве, с XIII по XV в., но используется также для обозначения более поздних крисов такого типа. Деревянные ножны с обеих сторон украшены рельефными растительными мотивами.
3. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XVII в., ножны изготовлены позднее. Железо (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 20,9 см; длина без ножен 15,9 см.
Волнообразный клинок с пятью изгибами и острием, с гандиком. Памор (продолжается на рукояти) типа адег (?). Рукоять изображает сгорбленную фигуру сидящего человека, сложившего руки на коленях.
Ниже:
2. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XVII в., ножны изготовлены позднее. Железо, никель (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 30,4 см; длина без ножен 24,4 см.
Клинок прямой, с колющим концом. Памор (продолжается на рукояти) типа адег («прочно поставленный»). Рукоять изображает сгорбленную фигуру сидящего человека, сложившего руки на коленях.
5. КРИС Чжэн Хэ, адмирала китайского флота. Ява, возможно, копия клинка XV в., ножны изготовлены позднее, Мадура. Железо, никель (в паморе), сталь, слоновая кость, позолоченное серебро, вставки цветного стекла, дерево. Общая длина с ножнами 50,8 см; длина без ножен 46,3 см.
Клинок прямой, с накладкой ганджей и памором. На обеих сторонах надписи на китайском языке: «Да исчезнут демоны, злые духи, недуги и пожары, а если нет – да прогремит гром по команде Чан Тиен Ши» и «Для Его Величества Сан Пао». В верхней части клинка, под ганджей, выпуклая голова змеи из памора, переходящая в короткое змеиное тело. Рукоять типа нунггак семи Мадура. Кольцо селут из позолоченного серебра и кольцо мендак из листовой латуни декорированы цветным стеклом. Ножны деревянные, с врангкой типа гаяман.
Справа:
108. ДЕРЖАТЕЛЬ КРИСА плончон, Ява, 2-я половина XX в. Резное дерево, роспись. Высота 37,2 см; ширина 30,4 см; глубина 11,6 см.
Держатель криса в виде двух драконов-змеев (нага), между которыми можно вставить крис. Плончоны бывают различной ширины: они могут предназначаться  для одного криса или для нескольких.
Далее по левой стороне витрины:
Справа-налево:
191. КОРОТКОЕ КОПЬЕ, Ява, XIX в. (древко и ножны, возможно, изготовлены позднее). Железо, никель (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами копья 65,8 см; длина без ножен копья 59,5 см.
Короткое копье с ножнами. Наконечник обоюдоострый, с ребром, волнообразный, с одиннадцатью изгибами и памором берас вутах («рассыпанный рис»). Хвостовик закреплен в рукояти. Деревянное древко довольно короткое. Ножны также из дерева, украшены рельефом из растительных и геометрических форм.
Древковое оружие на Яве и на всем Малайском архипелаге, как и поясное холодное оружие, представлено в большом разнообразии. Для копий этого региона характерно наличие ножен. Многие типы и многие экземпляры древкового оружия имеют памор, указывающий, что такой предмет мог выполнять церемониальные функции. В первую очередь это относится к древковому оружию с клинками причудливой формы, которое представлено богато инкрустированным топором с Бали и яванским баньяк ангса. Копье в данном регионе имеет обобщающее название: тумбок или лембинг.
Древковое оружие индонезийских племен представлено копьем с юга Суматры, духовыми трубками для маленьких отравленных дротиков (вид оружия, распространенный не только среди обитателей Малайского архипелага; но и популярный у индейцев Южной Америки) и даякскими копьями с острова Борнео.
Помимо этого на выставке представлена духовая трубка с прикрепленным к ней наконечником копья, одновременно относящаяся и к древковому и к метательному оружию. К последнему типу относятся также луки папуасов из индонезийской части Новой Гвинеи – Западного Ириана и яванские луки.
189. КОПЬЕ тумбок, Ява, XIX в., древко и ножны изготовлены позднее. Железо, никель (в паморе), дерево, томпак [сплав меди и цинка]. Общая длина с ножнами 83,5 см; длина без ножен 77,1 см.
Короткое копье с узким удлиненным наконечником. Древко из дерева, с деталями из томпака на концах, на них прочеканен растительный орнамент. Наконечник копья имеет деревянные ножны.
207. ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ баньяк ангса с чехлом, Ява, XIX в. Железо, никель (в паморе), дерево, х/б ткань (чехол). Общая длина с ножнами 62,1 см;
длина без ножен 60 см.
Церемониальное оружие баньяк ангса (в переводе с индонезийского «много гусей») имеет наконечник сложной формы: каплевидная широкая нижняя часть резко переходит в более узкую, с тремя крутыми изгибами. Его очертания напоминают силуэт птицы. Наконечник обоюдоострый, с памором кулит семангка («арбузная корка»). Древко и ножны из дерева. Наличие памора подтверждает церемониальное назначение оружия. Яванские копья очень разнообразны и могут иметь сложную форму.
Далее в центре:
104. ДЕРЖАТЕЛЬ КРИСА БЛАВОНГ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГАНЕШИ, Ява, 2-я половина XX в. Резное дерево, роспись. Высота 72 см; ширина 25,5 см; глубина 2,5 см.
Прямоугольная доска с рельефным изображением слоноголового Ганеши, исполненного в ваянговом стиле (яванского теневого театра ваянг кулит). Ганеша – индуистский бог процветания, сын Шивы. Такая доска для криса обычно имеет две небольшие горизонтальные петли, чтобы вставлять в них крис.
Вера обитателей Индонезии в сверхъестественную магию оружия проявилась и в способе его хранения. Так, крис держат в доме в особом помещении, обязательно в закрытом шкафу или на специальной подставке. На Яве распространены два вида таких крисодержателей. Один из них выглядит как плоская, висящая на стене доска блавонг с двумя веревочными петлями, в которые продевают кинжал в ножнах острием вниз. Знатоки утверждают, что именно в вертикальном положении предпочтительно хранить крис, так как в этом случае его магическая сила наиболее активна. Доски блавонг украшают неглубокой резьбой и росписью, помещая на них изображения божеств, как на представленных на выставке, или цветочно-лиственные узоры. Другой вид типично яванского крисодержателя – плончон, подставка с горизонтальной планкой с отверстиями, закрепленной на фигурных ножках обычно в форме змей нагов. Ширина плончонов варьируется, поскольку подставка может быть предназначена как для одного криса, так и для нескольких. Таким же образом хранят копья, обязательно в ножнах, только их устанавливают наконечниками вверх. Куджанги современные яванцы вывешивают в доме на почетном месте попарно, чтобы они оберегали семейное благополучие.

В центре:
105. ДЕРЖАТЕЛЬ КРИСА БЛАВОНГ, Ява, 2-я половина XX в. Резное дерево, роспись. Высота 83 см; ширина 33 см; глубина 2,6 см.
Вертикальная доска в форме черепицы. Рельефное многоцветное изображение представляет собой человеческую фигуру, исполненную в ваянговом стиле. В верхней части можно видеть петлю для подвешивания криса.
Слева-направо:
43. КРИС, Мадура, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, кость рогатого скота, посеребренная медь, листовой томпак. Общая длина с ножнами 46,1 см; длина без ножен 44,4 см.
Крис с пламевидным клинком с одиннадцатью изгибами. Рукоять из кости, желтовато-бежевого цвета, по форме напоминает шахматного коня, покрыта рельефом с мотивами эполет и двумя крылатыми конями куда сембрани. Эти животные являются геральдическим символом кратона Суменеп – центра придворной культуры Мадуры. Кольцо мендак очень тонкой работы, из посеребренной меди. Деревянные ножны с врангкой типа ладранг Мадура. Обклад пендок изготовлен из томпака (тип бунтон), с высеченным на одной стороне орнаментом, состоящим из растительных и геометрических мотивов.
47. КРИС, Мадура, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, посеребренная медь, дерево, полностью закрытое листовым томпаком. Общая длина с ножнами 49,4 см; длина без ножен 47,1 см.
Крис с пламевидным клинком с двадцатью одним изгибом, что является редкостью, поскольку клинки, имеющие более тринадцати изгибов, не часто встречаются. Рукоять пистолетного типа с небольшим, но сильно изогнутым навершием; из дерева, полностью отделана томпаком с растительным орнаментом, так же, как ножны и врангка. Врангка относится к типу ладранг. Тип рукояти и стилистика орнамента указывают на происхождение криса с Мадуры.
41. КРИС, Мадура, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, дерево, серебро, листовой пактонг. Общая длина с ножнами 48,8 см; длина без ножен 47,9 см.
Крис с волнообразным клинком с девятью изгибами, с отдельной ганджей и памором берас вутах («рассыпанный рис»). Клинок довольно широкий и массивный, что указывает на его происхождение с острова Мадура. Деревянная рукоять типа нунггак семи Мадура напоминает рукоятку трости, имеет большое изогнутое навершие, покрытое рельефом. Ножны деревянные, обклад пендок из пактонга, с удлиненной вырезанной частью с одной стороны (обклад типа натанг). Врангка типа ладранг.
Слева:
34. КРИС, Западная Ява, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, дерево, кость рогатого скота, белый металл, медь, стекло, роспись. Общая длина с ножнами 51,4 см; длина без ножен 43,4 см.
Крис с прямым клинком, отдельной ганджей (верхняя часть клинка) и памором берас вутах («рассыпанный рис») и венгкон («кайма»). Рукоять вырезана из дерева в виде стилизованной человеческой фигуры (предок), покрыта плотным растительным орнаментом. В нижней части рукояти имеется утолщение бунгкул, которое в данном случае выполнено из кости, что является необычным сочетанием для крисов. Под рукоятью находится кольцо мендак, изготовленное из белого металла и декорированное филигранью и цветным стеклом, а также узким пояском из меди. Ножны имеют укороченную верхнюю часть (врангка санданг валикат). Они целиком расписаны: на черном фоне изображены золотые павлины, красно-синее лицо демона, узоры в виде рыбьей чешуи и растительные мотивы.
Справа:
38. КРИС, Чиребон, Западная Ява, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, латунь, дерево, роспись. Общая длина с ножнами 52,9 см; длина без ножен 47,3 см.
Крис с волнообразным клинком с тринадцатью изгибами (лук), отдельной ганджей и памором ронсирих («аскет, отшельник»). Вырезанная из дерева рукоять изображает Ганешу в сильно стилизованной версии: можно узнать только слоновий хобот и наклоненную голову. Все вместе покрыто рельефом с плотным растительным орнаментом. Такие рукояти характерны для северного побережья Явы (Пасисир). Кольцо мендак ниже выполнено из листовой латуни. Ножны с угловатой врангкой типа ладранг изготовлены из дерева и украшены росписью. В центре врангки помещены фигуры благородных персонажей из «Махабхараты» – принца Арджуны и правителя Кресны в ваянговом стиле. На гандаре изображены трое слуг (яв. панакаван): Семар, Петрук и Гаренг (Налагаренг).
75. КРИС, Бали, XIX в. Железо, никель (в паморе), сталь, дерево, медь с латунным покрытием, драгоценные камни, роспись. Общая длина с ножнами 63,6 см; длина без ножен 56,4 см
Крис с волнообразным клинком с тринадцатью изгибами (лук), отдельной ганджей и памором, вероятно, типа лар гангсир («крылья земляного сверчка»). На гандике изображена коронованная голова демона. Рукоять изготовлена из дерева. Она относится к типу, напоминающему рукояти крисов нунггак семи («расцветающий ствол дерева») с Центральной Явы, но более массивная. Черен вырезан в форме зигзагообразных складок. Ниже расположено узкое кольцо мендак в балийском стиле. Ножны криса изготовлены из дерева, окрашены в черный цвет и расписаны золотыми декоративными мотивами – растительными побегами с листьями, птиц и, возможно, солнца. Ножны имеют овальную врангку типа гаяман Бали.
wpc744040a.gif
wpc744040a.gif
wp5533b116.gif
wpeba3ed36.png
@
wpb05fc81b.jpg
wpa9a2a0fc.jpg
wp4e52e51b.jpg
wp074595f7.jpg
wp5a79b4ad.jpg
wpbdb1b88f.jpg
wp8f1ff545.jpg
wpf8469d5a_0f.jpg
wp2cfe5410.jpg
wpc124b842.jpg
wpf925ab4f.jpg
wpc0c25f0f.jpg
Там же вы можете оставить комментарии к статье.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА  
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png
Выступления на открытии
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в Российской Федерации и Республике Беларусь Джухари
Куратор выставки, научный сотрудник музея Востока Галина Сорокина:

Музыкальное приветствие из Индонезии: