В целом скромный колорит экспозиции древних произведений наполнен тончайшими контрастами спокойных, светлых стежков шелка на ликах, металлического блеска четких узоров золотных и серебряных нитей одежды и фона, голубых, малиновых, желтых шелков основы.
На выставке представлены лишь некоторые из экспонатов, прошедших через руки искусных мастеров Центра за последние два десятилетия. А за минувший век реставраторы спасли не одну сотню древних произведений.
К выставке издан каталог, раскрывающий историю произведений и подробности современной консервации и реставрации тканей.
Реставрационный центр имени Грабаря в 2019 году будет отмечать 100-летие. Нынешняя выставка не случайно открывает будущие юбилейные мероприятия, так как именно с подобных памятников 1 августа 1919 года началась его деятельность в качестве мастерской по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.
Выставка не только дает редкую возможность познакомиться с прекрасными образцами древней вышивки шелком и драгоценными нитями, но и с методами их реставрации. Здесь собрано 27 произведений из 11 региональных музеев России, отреставрированные в Центре в разные годы. Памятники создавались с XV по конец XVII века. Они были исследованы, прошли восстановление, консервацию и реставрацию.
Историческое наименование — «лицевое (личное) шитье» происходит от термина «лик». Священные образы вышивали иглой шелковыми нитями, а золотой оклад заменяли разнообразные узоры древнерусских «швов» серебряными и золотными нитями. Многие экспонаты и сегодня поражают блеском золотных нитей — так высоко было их качество. Жемчугом и камнями украшали произведения, увеличивая их декоративность и ценность. Использовали также бисер, цветные стекла, металлические блестки.
На открытии: выступают (справа-налево): директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев, зав. отделом реставрации тканей Елена Семечкина, ведущий научный сотрудник Александр Силкин.
Лицевое шитье мастерской Строгановых XVII века отличается не только большим количеством работ, разнообразием сюжетов, но и высоким художественным уровнем. На выставке представлено 11 работ мастерской. Прекрасная «Богоматерь Одигитрия» стала символом выставки на афише.
Пелена «Богоматерь Одигитрия». 1660-е гг. Фрагмент.
Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой. Вклад Григория Дмитриевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор. Атлас, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. 87х66 см. Сольвычегодский историко-художественный музей.
Реставрация: Королькова С.М., 2017.
Основные принципы реставрации были сформулированы еще в 1920-е годы: «недопустимость «добавлений утраченных мест» художественного шитья и обязательное «удаление всех искажающих памятник добавок и переделок… при соблюдении всех мер, гарантирующих сохранность памятника».
Как происходит в наше время реставрация, можно узнать из скупых описаний в каталоге, за которыми стоят годы кропотливой работы, например, с пеленой «Богоматерь Одигитрия»:
«После удаления пятен воска и реставрационного мучного клея проведена общая очистка пелены с устранением деформации. Удалены дублировочные ткани предыдущей реставрации. Каймы перекрыты тонким газом. Подкладка сдублирована на тонированный газ с последующим укреплением иглой швом «реставрационная сетка» в местах сечений, прорывов и утрат».
Две древнейшие работы на выставке:
Покров «Святой Леонтий Ростовский». Фрагмент. Конец 1470-х — начало 1480-х гг. Мастерская княгини Елены Верейской-Белозерской (?) Происходит из Успенского собора г. Ростова Великого. Тафта, атлас, крашенина, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. 208х99 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».
Реставрация: И.В. Михайлова, 2009.
Реставрационные работы:
«Удалены следы предыдущей реставрации, главным образом, мучной клей. По возможности ослаблены пятна на лицевой стороне и подкладке. Проводился частичный демонтаж фигуры святого с целью фрагментарного дублирования на тонированный газ с последующим укреплением иглой шелковой нитью по прорывам. Укреплены отстающие нити шитья. Ткани средника и кайм, а также подкладки, дублированы на тонированный газ с укреплением иглой по прорывам и сечениям».
«Очистка на вакуумном столе способом помещениия в «конверт» из шелкового газа… позволяет минимально травмировать ткани, сокращая время промывки и высушивания экспонатов» (из каталога).
На стене: плащаница «Положение во гроб, с избранными святыми».
В витрине: воздух «Се Агнец». 1562/1563 гг. Казань, мастерская княгини Татьяны Андреевны Темкиной-Ростовской. Вклад князя Ю.И. Темкина-Ростовского в нижегородский Вознесенский монастырь. Камка, тафта, холст, серебряная тесьма; шелковые, серебряные и золотные нити. 58х70 см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Реставрация: А.Г. Лобанова, 2017.
Реставрационные работы:
«Воздух очищен от пятен и загрязнений, промыт с устранением деформации при высушивании. Ткань фона фрагментарно сдублирована по местам разрывов и сечений на сдвоенный плотный тонированный газ с последующим укреплением иглой. Вкладная надпись поверхностно перекрыта прозрачным шелковым газом. Проведено общее дублирование подкладки. Серебряная тесьма
Плащаница «Положение во гроб, с избранными святыми». Фрагмент. 1670-е гг. Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой. Вклад Григория Дмитриевича Строганова в Никольский собор в Хлынове (г. Киров). Тафта, холст, атлас (реставрационная подкладка); шелковые, серебряные и золотные нити. 154х212 (с бахромой) см. Кировский областной краеведческий музей.
Реставрация: Михайлова И.В., 2016.
Реставрационные работы:
«Шелковый фон средника и кайм дублированы в местах прорывов, небольших утрат и сечений. Прорывы и сечения фона укреплены иглой швом «реставрационная сетка». Отстающие металлические нити шитья по всему фону укреплены в технике памятника. Устранена деформация нижней каймы, для чего она была частично де-
монтирована. Монтировочные швы в местах разрушений укреплены иглой тонированной нитью. Укреплен красочный слой на изображении ран Христа. Выполнено ослабление затека на шитье тела Христа, пятен воска и пятен не-
известного происхождения. Общая очистка плащаницы проведена на вакуумном столе. Фрагментарно сдублированы участки разрушенного шитья. Поздняя золотная бахрома и кисти очищены от загрязнений, укреплены с одновременным устранением деформации. Подведена реставрационная подкладка из атласа».
Пелена «Спас нерукотворный». Фрагменты. До 1597 г. Мастерские суздальского Покровского монастыря (?). Происходит из суздальского Покровского монастыря. Шелк, золотный атлас, бархат, холст, жемчуг; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое и орнаментальное шитье. 127х118 см. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Реставрация: Букреева В.С., 2004.
Реставрационные работы:
«Укреплен отстающий бисер и жемчуг. Очищены бархат, жемчуг, лицевое и золотное шитье. Проведено фрагментарное дублирование по прорывам и сечениям с укреплением иглой швом «реставрационная сетка». Укреплены отстающие нити личного и золотного шитья по рисунку. Старая вата под ликом заменена на новую реставрационную подложку в целях недопущения деформации личного шитья. Устранена деформация бархата. Проведена общая очистка кайм с удалением клея и устранением деформации. Проведено общее дублирование верхней и двух
боковых кайм. На каймах укреплены отстающие золотные и серебряные нити, сквозной прорыв укреплен швом «реставрационная сетка». Укреплены отстающие серебряные нити шитого орнамента нижней каймы. Нижняя кайма перекрыта прозрачным газом и укреплена иглой по контуру орнамента».
Двусторонняя хоругвь «Спас Нерукотворный». Фрагмент. Середина XVII в., начало XVIII в. (рама). Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой. Хлопчатобумажная ткань; шелковые, серебряные и золотные нити; двустороннее шитье по одной основе; просечное железо с полудой и золочением; чеканка. 33,5х28 (шитье); 81х48,5 (рама) см. Сольвычегодский историко-художественный музей.
Реставрация: Семечкина Е.В. (ткани, шитье); Лебедев А.Ю. (металл), 2017.
Это одна из трех сохранившихся строгановских хоругвей, шитых по одной основе, без изнанки. Возможно, единственная шитая хоругвь, сохранившая древнюю раму из просечного железа, хотя и более позднюю (начала XVIII в.).
Пелены мастерской А.И. Строгановой.
В центре:
Пелена «Рождество Богородицы, с избранными святыми». Начало 1650-х гг. Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой. Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор. Атлас, холст; шелковые, серебряный и золотные нити. 54х51 см. Сольвычегодский историко-художественный музей.
Реставрация: Демидова Ю.Ю., рук. Букреева В.С., 2016.
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
МОСКВА
ТЕКСТ и ФОТО: ИРИНА ДВОРКИНА