«Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты»
17 февраля – 5 марта 2017
Государственный музей Востока
Выставку открывают заместитель директора музея Востока Татьяна Метакса (в туркменском традиционном одеянии) и хранитель ковров Тамара Петрова.
В зале представлены ковровые изделия среднеазиатских народов – киргизов, казахов, туркмен и узбеков: войлоки, ковры разных размеров и назначения, сумки и подушки, ленты для скрепления остова юрты. Все эти яркие предметы были не просто украшением переносного жилища, а жизненно необходимы в быту скотоводов-кочевников, служили им мягкой мебелью.
На небольшой выставке (31 предмет), тем не менее можно проследить все этапы развития коврового искусства и ткачества. Самые простые в изготовлении и, возможно, самые древние – это войлочные изделия. Однотонными войлочными полотнищами покрывали всю юрту снаружи. Узорные войлочные ковры клали на пол поверх циновки или утепляли ими стены. На выставке представлены казахские сырмаки и киргизские ширдаги с крупным, четким узором. Из войлока с древности делали одежду, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, сумки, попоны, идолов, игрушки и множество других изделий.
Слева-направо:
Войлочный мозаичный ковер сырмак, кайма в технике аппликации (красная ткань). Казахстан. 1930-е гг. Шерсть;
Махровый ковер джульхирс. Узбекистан. Самаркандская обл. 1950-е гг. Шерсть;
Войлочный мозаичный сырмак. Казахстан. Сер. ХХ в.
Мозаичные сырмаки, которыми покрывают пол, наиболее ценимые и распространенные ковры у казахов. На них принимали почетных гостей.
Махровые ковры – предшественники ворсовых ковров. В предгорных районах Узбекистана из-за длинного ворса их называют джульхирс – «медвежья шкура». Ткали их изначально на узких станках и традиция эта осталась, несмотря на появление широких станков. Мы видим, что большой ковер сшит из четырех полос.
Фрагмент джульхирса
Слева-направо:
Войлочный мозаичный ковер [Киргизия?];
Войлочный мозаичный сырмак. Мастерица Баяндинова Джиза. Горно-алтайский край, с. Тюбелер, 1978. Шерсть;
Эрсаринский ворсовый ковер. Западный Туркестан. XIX–XX вв. Шерсть. В медальонах варианты мотивов «цветочный узор» и «позвонок».
Вершина ткацкого искусства – ворсовое ткачество. Особенно прославились своей высокой плотностью, низким ворсом и тонким гармоничным рисунком ковры туркмен. А ткали эти превосходные ковры в Средней Азии на простых горизонтальных наземных станках в виде рамы.
Слева-направо:
Энси – завеса входа в юрту снаружи. Западный Туркестан. Кон. XIX в. Шерсть, хлопок, шелк, ворсовая техника;
Капунук (по-туркм. – гапылык) с рядами разноцветных кистей и бусин. Он украшал вход в юрту изнутри;
Молитвенный коврик – намазлык. Ворсовое ткачество;
Полоса для скрепления остова юрты. Киргизия. 1930-е гг. Ворсовый узор на гладком фоне оснОвного репса из хлопка. Плотность основы, примерно, 6–7 нитей.
Узорные ленты для стягивания прутьев остова юрты – бау (киргиз.), баскур (казах.) делали в ворсовой или гладкой технике ткачества, или в их сочетании. Для прочности фон ткали из белого хлопка, а узор – из разноцветной шерсти.
Декоративное панно, сшитое из нескольких полос. Туркмения. Кон. XIX в. Шерсть, хлопок. Ворсовый узор на гладком фоне оснОвного репса. Подобные ковры вешали на стены, клали на пол, покрывали ими кровати.
Рельефный цветной узор из мелких ворсовых узелков, выглядит мягким и пушистым, похожим на бархат (хотя фото этого не передает). Плотность основы, примерно, 6–7 нитей.
Фрагмент намазлыка. Судя по небольшому размеру и изображению михрабной ниши, это именно молитвенный коврик (хотя на коврах энси (см. выше слева) есть такое же изображение в центре, но более мелкое и лаконичное). У него не совсем обычный рисунок: верхняя часть, благодаря узорным полосам, которые из вертикальных стали наклонными, резко уходит в перспективу. В центре вертикальные розоватые стенки вокруг михраба отвесно поднимаются вверх над треугольной «площадкой». Но навряд ли ткачиха специально поработала над созданием этого оптического обмана. Скорее всего, она стремилась поточнее изобразить архитектурные детали мечети.
Глядя на ковровые изделия, к сожалению, непросто представить, как выглядит интерьер юрты, когда все эти вещи висят и лежат на отведенных им местах. Но выставка дает возможность прикоснуться к истории кочевой культуры и познакомиться с древнейшим искусством, которое среднеазиатские мастерицы пронесли через века и сохранили до нашего времени.
МОСКВА
ТЕКСТ и ФОТО: ИРИНА ДВОРКИНА
В мешках и сумках разных видов хранили и перевозили все имущество. Для каждого предмета, например у туркмен, имелась специальная емкость (для жердей юрты, одежды, продуктов, чая, соли и т. д.). В юрте сумки заменяли мебель и, как и ковры, украшались узорами, которые несли на себе и функции оберега, и благих пожеланий.
Сумки. Киргизия 1930–50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество.
У киргизов они были двух видов: чаваданы в форме длинного валика и баштыки – квадраты, похожие на конверт, которые могли использоваться в качестве подушек или сидения.
Спереди на фото видна белая ткань из хлопка с узором настилами из шерстяных нитей.
Киргизия. 1930.
Чавадан и баштык. Киргизия.
Переметные сумки – хурджины. Узбекистан. 1960–70-е гг. Шерсть. Гладкое ткачество.
Мозаичный войлочный ковер, хурджин и сумка-подушка баштык. Киргизия. 1930-е гг. [?]. Шерсть
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved