16 января 2014
КИТАЙСКИЙ ШЕЛК —
ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ
Москва, Китайский культурный центр (ул. Правды, д. 1, стр. 1),
5 декабря 2013 года – 5 февраля 2014 года.
Выставка организована Департаментом культуры провинции Чжэцзян, Музеем шелка Китая и Китайским культурным центром.
Таким подарком москвичам центр отмечает годовщину его создания.
Проезд: станция метро Белорусская, выход с радиальной линии, под мостом перейти на другую сторону Ленинградского просп. и идти или ехать в сторону от центра до ул. Правды 1, стр. 1. Тел. 8 (495) 612 11 97.
Режим работы: в будние дни 09.00–18.00; перерыв на обед: 12.30–15.00. Вход бесплатный, иметь при себе удостоверение личности.
Сайт Культурного центра.
На открытии выставки в дефиле демонстрировались наиболее интересные модели из коллекции китайской компании «NE TIGER» (см. здесь и здесь).
В экспозиции их нет, но и на нашу долю тоже осталось немало.
В моделях интересно сочетание европейских форм одежды и китайских традиционных рисунков, форм и мотивов, посвященных различным явлениям китайской культуры.
Выставка состоит из четырёх частей: «У истоков шелка», «Назначение шелка», «Искусство шелка», «Секреты мастерства». Здесь показаны модели одежды, утилитарные изделия, вышитые картины, гобелены, росписи, керамика, фарфор, мебель. Широко представленный текстиль дает возможность прикоснуться к традициям и современной культуре Китая, полнее ощутить её духовность.
Далее тексты и подписи с выставки даны в кавычках!
Справа: «Чу Янь. Гармония ароматов Чу.
Основную идею автор почерпнул у скромной, но полной жизни китайской живописи тушью. Благодаря использованию таких традиционных для Китая техник, как набивка и крашение, вышивка, верчение и катание, заглаживание складок, создается усиленный эффект объема. Работа передает ощущение элегантности, покоя и безмятежности».
«Шелк всегда ценился как показатель знатности, уникальное сочетание нежности, красоты и утонченности, став символом китайской культуры. Под влиянием культуры шелка современные дизайнеры модной одежды экспериментируют в области формы и содержания произведений искусства из шелка. Новаторские идеи складываются на базе таких традиционных техник, как вышивка, изготовление парчи и узорчатого шелка, ручная роспись. Несмотря на внешнее сходство, современные изделия из шелка далеко ушли от первоначальных образцов и стали значимым выражением духовного мира современного человека».
«Танский пейзаж с весенними цветами. Представлена одежда в китайском стиле. Материал переднего борта – плотный атлас из натурального шелка. Вышивка представляет картину прогулки в саду ранней весною любимой наложницы императора династии Тан. Поэтическую картину можно передать словами танского поэта Ли Бо:
“Твой, словно облако, наряд, а лик твой – как пион,
Что на весеннем ветерке росою окроплен.
Коль на вершине Цзюнъюйшань не встретился с тобой, –
Увижусь у дворца Яотай под светлою луной”».
«В сегодняшнем Китае шёлк по-прежнему поражает своим изяществом. Благодаря внедрению новых цифровых технологий в прядении и ткачестве, гармоничного соединения традиционных методов ткачества и окраски с современным искусством, в произведениях искусства из шёлка усилилась модная составляющая и появилась неповторимая художественная притягательность. Использование окрашенных волокон и шёлка в современных изделиях позволяет значительно улучшить первоначальные свойства материи, оно также позволяет человечеству реализовать в шёлке стремление к прекрасному и по-новому проявить традиционную южнокитайскую эстетику».
Справа: «Ло Чжэн. Эффект живописи тушью.
Восточное раскрашивание синими чернилами смело облечено в западные формы, что позволяет выразить дух эстетики восточного романтизма. Создается уникальный художественный эффект живописи тушью с тончайшими контрастами оттенков, в которых будто раскрываются все пять цветов. Передается форма и образ, смысл и дух. Материал: атлас и креп-жоржет из натурального шелка, тюль».
Слева: «Ли Вэй. Благозвучие.
Лаконизм и безмятежность форм, использование утончённой и богатой лоскутной техники, оживающая на глазах иероглифическая скоропись усиливают друг друга, создавая изменчивые картины, единство и гармонию в противопоставлении, непрерывную смену покоя и движения. Палитра и настроение, позаимствованные у китайской живописи «гохуа», создают атмосферу безмятежности и отдыха, напоминая о чудесной тайне жизни».
«Бо Тао. Небо и земля, написанные тушью. Осенняя луна над Ханьским дворцом». [Фотопечать]
«Фоном послужила история о том, как красавицу Чжаоцюнь выдали замуж за предводителя гуннов. На картине изображены плотно закрытые двери дворца. Дворик слабо освещен тусклым лунным светом».
«Ли Вэй. День и ночь.
Работа тяготеет к идеям китайской живописи тушью и очарованию сочетаний черного и белого. Она несет отпечаток идей Лао-Цзы о взаимном порождении бытия и небытия, взаимной опоре черного и белого, постоянных взаимопревращениях Инь и Ян. Автор стремится выразить идеи непринужденности, благородства и единения с Небом и Землей. В качестве материала использован жатый креп и шифон». Ниже фрагменты.
Понравились мне эти белые стилизованные манекены, которые откровенно не притворяются людьми…
«Дэн Юйпин. Слияние.
В данной работе объединены характерные черты одежды китайской нации и национальных меньшинств автономного района Гуанси. Использование современных декоративных приёмов позволяет создать новую прекрасную главу в истории китайской моды»
«NE TIGER» Fashion Co., Ltd».
Справа: «Грёза о Тан: шелка и тюль в кубке.
Представлена одежда в китайском стиле. Применена традиционная технология ручной сучжоуской вышивки. Контуры прочерчены золотой нитью. Популярные во времена династии Тан мотивы в виде ползучих растений использованы для изображения символов счастья и удачи – небесных танцовщиц-апсар, божеств ветра с головами оленей и телами птиц, львов и павлинов. Все вместе они образуют целостную картину счастливых предзнаменований. Низ платья выполнен в форме рыбьего хвоста. Платье выглядит одновременно модно и величественно».
Слева: «Два цветка распускаются на одном стебле.
На создание дизайна авторов вдохновила строка стихотворения времен династии Тан: «Два цветка на одном стебле подобны паре, у которой одно сердце». Плотный фиолетовый атлас из натурального шелка. Воротник выполнен в стиле женского халата «ципао», полного восточного очарования. Покрой в форме рыбьего хвоста подчеркивает изгибы женского тела. Узор в виде двух лотосов, растущих на одном стебле вышит вручную».
Раздел «У истоков шелка»
Выставку дополняет информация по истории культуры шёлка, технике его обработки, создания нитей, ткачеству прославленных китайских тканей, особенностям современного дизайна и моды.
«Невозможно воспринимать шёлк лишь в ракурсе материальной основы его производства – высадки тутовых деревьев, разведения шелковичных червей и шелкоткачества. Наше представление о шёлке складывается на основе современного осмысления и толкования истории растянувшегося на тысячи километров шёлкового пути и различных проявлений культуры шёлка. Таким образом, шёлк для нас – это не только природные диковины и специфические процедуры, такие как сбор и разматывание коконов шелковичного червя, но и богатое историческое наследие, наполненное духом гуманизма».
Вместо обычных репродукций со старинных гравюр, висящих на стенах, мы видим их напечатанными на полупрозрачных шелковых тканях, свисающих с потолка зала.
Справа: нити основы подготовливают к переносу на ткацкий станок.
Справа: старинное изображение ткача за работой на поясном ткацком станке с подножками.
Слева: «Четыре времени года. Парчовый гобелен». [Роспись на ткани с золотой нитью]
«Произведение представляет собой прекрасную парчовую картину, изображающую четыре времени года на китайской земле. Четыре гобелена при относительной самостоятельности образуют единой целое, лаконично выражая основные черты четырёх времён года в цветовой гамме и деталях пейзажа. На парчовых картинах затерялись две стайки прозрачных золотых и белых бабочек, волнующих души людей своей природной пластикой, гармоничностью и живостью».
Фрагмент
Голубой цветок так прекрасен, что не скоро замечаешь, что светлый фон ткани – вовсе и не фон, а белоснежное женское тело. И тогда поражаешься необычной, лаконичной и таинственной композиции вышитой картины…
Как будто это не стежки тончайшего шелка, сделанные иглой, а штрихи пером и тушью, нежные расплывы акварели и мазки кистью с прославленного китайского голубого фарфора. И всё это – одновременно!
Пожалуй, даже ради одной этой вышивки можно было прийти на выставку.
«Пейзажи. Парча из Ханчжоу. Искусственный шелк.
Парча из Ханчжоу – это разновидность китайских традиционных изделий из шёлка, которые производятся в городе Ханчжоу. Представляет собой жаккардовую ткань, созданную из переплетения натуральных и искусственных шелковых нитей. Обычно в качестве сюжетов выбираются пейзажи, беседки, башни, здания, павильоны и др. В таких тканях используются сходные с традиционными простые цветовые схемы, что объясняет дословное китайское название «парча с ароматом древности».
Представлена целая коллекция подобных фрагментов (см. фото выше).
«Сунь Эр, Чжэн Иянь. По воле волн». [Ткачество гладкое и петельное]
«Источником вдохновения послужило течение извилистой реки, где сменяют друг друга быстрота и неторопливость. Внизу частая вышивка и насыщенные цвета создают ощущение поспешности. В середине использованы самые крупные петли, что создает визуальный эффект растяжения. Здесь темп начинает замедляться, цвета становятся бледнее, мягче. Иначе говоря, бурная река успокаивается. Чем дальше вверх, тем более чистыми и спокойными становятся цвета и тем более мелкими – петли. Наконец, достигается единение в покое, будто река впадает в море. В тишине мы ждем зарождения нового потока».
Как это порой случается, идея и описание оказываются, к сожалению, интереснее самого произведения. Поэтому, все-таки, показываю – и то, и другое :-)
«Сунь Эр, Чжэн Иянь. Знаки».
[Отрезки веревок из растительного волокна (приклеены?) и коконы]
«Работа формировалась как непрерывное развитие и совершенствование идеала, понимаемого с точки зрения эстетики, семантики и семиотики. Авторы стремились отразить отличительные черты традиционности и современности и их диалог».
«Хуан Вэньин. До перелома». [Ткачество]
Видимо, содержание гобелена составляет история жизни одного человека, столь длинная, что не поместилась на стене. Ниже показываю, как работа выглядит в публикации. Гобелен соткан в технике саржи, которую привычнее видеть в тканях (см. фрагмент лица мужчина). Прием, логичный для художника, наследующего традиции ткачества китайских тканей.
На столе – образцы окрашенной пряжи.
«Пространство помещений организовано в соответствии с потребностями людей. В свою очередь, то, как люди используют пространство, зачастую предопределяло отход от раннего функционализма при создании «духа места». Традиционная организация пространства, складывавшаяся в укромных женских покоях, включала кровать с пологом, узкий и длинный стол, кресла, фарфоровые табуреты в форме бочонков, столики для благовоний, напольные светильники, а также ножницы, иглы, разнообразную вышивку. Всё это не только стало символом культуры, связанной с женским рукоделием, но и воплощением по-своему притягательного образа жизни».
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved