24 февраля 2014

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ КИМОНО:
ИСКУССТВО ИТИКУ КУБОТЫ»
Москва, ЦВЗ «Манеж» 2–23 января 2014 года;
Санкт-Петербург, Российский Этнографический музей
31 января – 23 февраля 2014 года

     На афише: кимоно «Северное сияние». 1986.
wp4cbf21e9.png
wp9bc085c7.png
wp889369e0.png
wp8cfd582f.png
wp311fa322.png
wpe6157f5b.png
wpb79c1d07.png
wpae92ac82.png
wp501a2db6.png
wp3bb5ba7d.png
wp4d6c10ad.png
wpd3938442.png
wp5533b116.gif
wpb3051b1d.png
@
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp50c94542.png
wp3ef0a17c.png
Выставка уникальных работ японского художника Итику Куботы  (1917–2003) проходила в большом зале Манежа. Вереница стоек с висящими кимоно складывается в фигуру, слегка напоминающую символ Инь-Ян, разомкнутый в трех местах.
Отсутствие прямых углов позволяет сюжетам плавно перетекать с одного кимоно на  другое.
wp38afc4c3.jpg
Москвичи на выставке воспринимают картины на кимоно как райские видения. «Я хочу там жить», – говорит кто-то рядом. Тишина, красота, покой и мечта многих горожан – «единение с природой». Не это ли привлекает наши сердца к японскому искусству?
Некоторые приходят на выставку не однажды: «В который раз я здесь и все время нахожу что-то новое…»

На выставке представлено 80 уникальных костюмов. Кимоно не закрыты стеклом, их можно рассматривать очень близко, как и в музее художника. О необходимости этого говорил сам Итику: «Я бы хотел, чтобы ткань могла стать выразителем идей. Я хочу, чтобы люди почувствовали это. А это самое сложное. В этом заключается смысл. Я хочу, чтобы произведения искусства говорили с людьми. Доносили до них мысль художника».

Экзотическое слово кимоно (от киру-моно) означает прозаическую «вещь для надевания» и появилось в конце XIX века – гораздо позже самой одежды. С XIII века кимоно не слишком изменилось и имеет множество видов. Но здесь, в главных работах Куботы, кимоно особые – большая их часть не была предназначена для ношения.

В Японии тканые узоры с XVII века начали заменять художественной росписью. В конце этого века был изобретен способ юдзен дзомэ, схожий с нашим холодным батиком. Контуры узора рисовали окрашенной рисовой пастой и затем расписывали. Платье превращалось в уникальную живописную картину на ткани. Применение трафаретов для нанесения узоров  достигло небывалого мастерства. В этой технике Кубота работал с юности.

В 20 лет он увидел в музее в Токио фрагмент ткани в старинной технике Цудзигахана (такую ткань можно увидеть в фильме, который показывают на выставке). Техника была известна в XVXVI веках, а потом вытеснена юдзен. В дальнейшем Кубота занимался возрождением забытой техники Цудзигахана и дополнил ее своими приемами.

В произведениях Куботы сливаются воедино живопись на шелке, рисунок тушью, вышивка золотыми и шелковыми нитями, техника резервного крашения с помощью завязывания узелков и прошивания, тиснение золотой фольгой. Особое очарование работе придает то, что все это происходит на поверхности не свитка, а традиционного японского костюма – кимоно.

Поскольку в сети уже много фотографий кимоно Куботы и информации о нем (ссылки в конце), покажу в основном фрагменты и остановлюсь подробнее на его технике, хотя, возможно, для кого-то столь пристальный взгляд может несколько снизить очарование необыкновенных работ.

Подписи и тексты с выставки даны в кавычках.
Первым в зале мы видим кимоно, с которого когда-то и началась вся история…
«Пылающее Солнце. 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, сусальное золото,
Фрагмент. Среди рельефа возникают четко очерченные тушью тонкие линии рисунков цветов и листьев, иногда даже со светотенью по краям лепестков, как и в старинной технике Цудзигахана.
Серия «Симфония света». На фото – первые кимоно серии слева-направо:
«Размышления в сумерках». 1983;
«Непроходящие воспоминания». 1983;
«Гобелен, сотканный из цвета». 1984;
«Багряная пора: сдержанность». 1984;
«Неопределенность вечера». 1984;
«Осенний пролог». 1986;
«Неизбежность». 1986.
wp2a5527ea.jpg
wp89df14d7.jpg
Фрагмент. «Осенний пролог. 1986. Многооттеночное кра­шение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей». Уточные золотые нити – то есть нити, вошедшие в состав ткани еще при ткачестве.
wp71292e25.jpg
И, действительно, такую живопись на ткани точнее называть многооттеночной, а не многоцветной, как принято у нас. Тончайшие нюансы цвета особенно характерны для серии «Симфония света».

«Преобразование. 1986. Многооттеночное кра­шение и рисунок тушью на креп-шелке (чири­мен) с уточным узором из золотых нитей. 198x139 см.»
wp9c8a4453.jpg
Мы смотрим с высоты на горы, землю и воды…  Как восточный ковер, кимоно мастера рассчитаны на восприятие с разного расстояния. Вблизи взгляду открываются новые детали. То, что издали кажется осенними деревьями традиционного пейзажа, оказывается декоративным изображением цветов.
Кубота создавал свои кимоно так же, как творит природа, используя одновременно разные техники в одном кимоно. Главное, чтобы они помогали воплотить идею. И каждый прием – в бесконечных вариациях.
«Ностальгия. 1987. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198х139 см.»
wpc999bdbd.jpg
Суровые горные хребты и ущелья оказываются неразглаженными после крашения складочками ткани. Ровные фрагменты – безоблачным небом или спокойным горным озером.
wpdbc66f81.jpg
«Разрушение. 1987. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
wp4e105588.jpg
Прием прошивания ткани, который традиционно использовали для защиты ткани от красителя и одновременного создания рисунка, художник превратил в художественное средство. Часто он оставляет прошитые фрагменты не разглаженными, и поверхность ткани становится жатой, гофрированной, рельефной.
Кубота: «Я делаю так со всеми, даже с самыми крошечными рисунками. Процесс занимает немало времени. Я человек не слишком терпеливый, порой думаю, да зачем мне всё это?!»
И этот «нетерпеливый» человек тратил на создание одного кимоно один-два года!
Пять зимних кимоно почти не имеют рисунка – только падающий снег.
Фрагмент. «Нескончаемый снегопад. 1988. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей».
wp10a21737.jpg
«Снег поздней зимой. 1990. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
wpb74ff01d.jpg
В силу того, что всё делается вручную, даже одинаковые мотивы будут отличаться, так же, как нет двух одинаковых снежинок.

Эскизы Куботы позволяют заглянуть в его планы. На фото самая яркая серия – «Вселенная». Цветные кимоно – уже созданы. Справа и выше – белые эскизы, которые мастер не успел осуществить. Здесь хорошо видно, как светлый овал внизу проходит через все кимоно. Центром композиции из всех кимоно должна стать гора Фудзи.
wp1365b44e.jpg
Серия «Гора Фудзи»
wpe2352d53.jpg
«В зловещих облаках. 2001. Многооттеночное кра­шение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. Грозные тучи в небе и у подножия горы создают зловещую атмосферу, кажется, что они вот-вот скроют гору».
wpf9fc6e9c.jpg
Фрагменты. «Фудзи и горящие облака. 1991. Многооттеночное кра­шение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей».
Мельчайшие бугорки на ткани как будто несутся стайками, меняя форму, оттенки цвета и направления, превращаясь то в поросшую лесом вершину Фудзи, то в извивающиеся стебли ползучих растений.
wpd9332f61.jpg
Индивидуальные кимоно
Двойное прошивание приподнятого кусочка ткани (длиной до нескольких миллиметров) создает рельефную поверхность. После многократных крашений и удаления ниток, ткань не проглаживают, и рельеф сохраняется. Форма и направление складочек, бесконечно варьируясь, соединяются в различные образы и мотивы. Крошечные прошитые мотивы превращаются в снежинки, в рябь на воде или песке, в шапки яркой осенней листвы, снежные или лесистые вершины, листву деревьев, которые треплет ветер и, кажется, сами порывы ветра, направленные в разные стороны.
Произведения Итику Куботы традиционны и одновременно очень современны. Поэтому никто не остается равнодушным. Поражает масштабность мышления художника, идеальная соразмерность иллюзорной декоративности и декоративной реалистичности образов.

МОСКВА
ТЕКСТ и ФОТО: ИРИНА ДВОРКИНА

Подробнее о выставке смотрите в блоге Живого Журнала.
wpbcd56665.jpg
«Раскачиваясь на ветру. 1983. Многооттеночное кра­шение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей.
Ветер играет в ветвях глицинии, то нежно касаясь их, то пригибая своим тяжелым дыханием».
wpd2f078f4.jpg
wp72254d47.jpg