26 апреля 2012
wp9bc085c7.png
ИРАНСКИЙ КАЛАМКАР
Государственный музей Востока
Лекция-мастер-класс по иранской набойке, организованная Фондом поддержки культуры и искусства «Умана».  
21 апреля 2012  года
О каламкаре на сайте фонда.
Мастер иранский набойки Мортеза Джафари специально приглашен в Москву для проведения нескольких лекций. Был показан документальный фильм «Тысячи оттисков», подготовленный по заказу Фонда «Умана», посвященный технике создания рисунка на ткани вручную.
В старину в Иране наносили рисунок на ткани из хлопка, которые привозили из России.
Сегодня ткани, как и в прошлые века, ткут на ручных двухремизных горизонтальных станках с подножками.
На фото справа – переводчик.
Мастер привез для показа ткани, которым уже 170–200 лет.
Этот рисунок в Иране называется «русский ситец».
Прямоугольная ткань с тончайшим рисунком, используется в бане.
В Иране есть несколько династий, которые занимаются этим ремеслом уже 200–300 лет.
Павлины незаметно превращаются в листья и цветы, а те в свою очередь – в диковинных птиц. Этот круговорот напоминает нам о существовании райской жизни.
С обратной стороны подшита фабричная ткань.
Сообщают, что создание рисунка с помощью штампов изобрели персидские ремесленники во времена Сефевидов в XVI в.
Далее – некоторые кадры из фильма, снятые с экрана, поэтому качество разное.
Завязывать концы нитей в кисточки по всем четырем сторонам скатерти доверяют женщинам на дому. Все остальное делают мужчины.
Сначала ткань стирают, чтобы она дала усадку до росписи.
Ткань не гладят, а отбивают о камень. Тогда красители лучше ложатся.
Сушат, прижав камушками.
Сообщают, что делают каламкары в разных районах страны, но наиболее известны ткани из Исфахана. Раньше делали рисунки тростниковым пером – каламом, поэтому техника называлась «каламкар». Потом появился штамп, а название осталось.
Первые штампы были каменными, их тяжесть как раз подходила для такой работы.
Потом их стали делать из дерева.
У некоторых мастеров сохранились штампы, которым 400 лет!
Дерево для штампа (груша, боярышник) сначала сушат 3 года в тени.
Заготовку обрабатывают в бараньем жире, он должен впитаться – это длительный процесс.
В результате дерево становится более подходящим для резьбы и краска меньше впитывается.
Слева лежат шаблоны узоров. С них рисунок переводят на дерево.
Вырезание рисунка. Штампы создают специальные мастера и это само по себе уже искусство.
wp1c3bc44e.png
wp4435999d.png
wp910ec6a0.png
wp81060e03.png
wp965dc8b5.png
wp4c74b608.png
wp8e54b44b.png
wp61891a41.png
wp1b37efc7.png
wp15546f94.png
wpd3938442.png
wp2a40cd7f.jpg
wp5533b116.gif
wpeba3ed36.png
@
wp9a2a9239_0f.jpg
wp7d254e58.jpg
wpe0faa78b.jpg
wp0c202a93.jpg
wp09300ec8.jpg
wp9abdf65b.jpg
wp1406782e.jpg
wp84971f95.jpg
wp7d48df5b.jpg
wpc44cc272.jpg
wpb9bca6a7.jpg
wpa1c2d4df.jpg
wpde105ae1.jpg
wp0d49c13d.jpg
Штамп делают из нескольких деталей, чтобы было легче заменять части, пришедшие в негодность.
Когда штамп готов, вырезают для него рукоять.
Краска должна быть густой. Кистью переносят её в широкую и плоскую глиняную емкость, покрытую тканью. К ней и прижимают штамп.
Прикладывают штамп к ткани точно в нужное место.
На каждом штампе свой рисунок на каждый цвет.
Т. е. один сложный мотив наносят штампами нескольких цветов.
Обычно используют 4 красителя.
Сначала на ткань наносят контуры рисунка черной краской.
Прибивают сильным ударом. Вот для чего нужна эта подушечка, прибинтованная к руке мастера.
Следующий цвет – красный.
Желтый.
Синий.
На углу закрывают от штампа часть рисунка для состыковки орнамента.
Готовые скатерти просушивают.
Сауна для ткани. Скатерти держат на пару, чтобы краска закрепилась.
Стирают в проточной воде – реке Заяндеруд (Дарующая жизнь), на которой стоит Исфахан.
Ткань кипятят в большом чане 1–1,5 часа в отваре из корок граната. После этого краски становятся ярче, а белая ткань приобретает более теплый оттенок.
Снова несут в прачечную.
Четверо рабочих за один день могут сделать 40 кв. метров ткани (весь процесс целиком).
wp739fa994.jpg
wp64bf06f1.jpg
wpa65198ca.jpg
wp6eb107a6.jpg
wp9dda77fe_0f.jpg
wpc6d9c24d.jpg
wp547f5800.jpg
wp9392ea43.jpg
wpc0b662b3.jpg
wpe2614ecd.jpg
wp4aec5626.jpg
wp784a9b80.jpg
wpf6bb0cac.jpg
wp1b55d5ac.jpg
wpa4fe7ec3.jpg
wp649f5054.jpg
wp4d9bc8ab.jpg
wpd5b7c73a.jpg
И снова сушат.
И потом продают.
Фильм закончился. Далее – живые объекты.

Незаконченные штампы на разных этапах создания.
На левом виден нанесенный и ещё не до конца вырезанный рисунок.
В процессе участвуют разные вспомогательные вещества.
Например, трагант (трагакант) – густой сок, вытекающий из ветвей кустарника рода астрагаловых. Применяется для всех красок как клеящее вещество, загуститель. Перед использованием его замачивают на неделю.
Корни марены – традиционного красного красителя. В порошке краситель называется  краппом. Был популярен как дешевый краситель, дававший около 20 оттенков от розового до почти фиолетового.
Как вы догадываетесь по яркости оттенка, это не прославленный индиго, а его синтетический аналог.
Краситель из куркумы.
Кисть делают из козьей шерсти, потому что она не так сильно впитывает краску и руки не пачкаются.
Емкость для красителя наполнена камедью абрикосового дерева (натёки, выступающие из трещин деревьев). И накрыта слоями ткани. Получается такая подушка для штампа.
Камедь служит для упругости подушки.  Ткань лежит на столе на мягкой подстилке, чтобы штамп входил поглубже в ткань.
И, наконец, зрители могут попробовать свои силы в прямом и переносном смысле.
Современные скатерти и салфетки.
Ткани полотняного переплетения с плотностью, примерно, 11х11 нитей на 1 кв. см.
Ткани – грубоватые, не плотные, но довольно толстые…
…поэтому на изнанку краска не проходит.
В ручной набивке, кроме красоты узоров и сочетаний цвета, ценится точность попадания штампом в нужное место.
Используют ткани каламкар не только для скатертей, но и для занавесей, одежды, сумок, словом, любых текстильных изделий.
wp54c41cb9.jpg
wp8dc9fc97.jpg
wp3399bd96.jpg
wpe4b36552_0f.jpg
wp30a27d33.jpg
wp4f68924b.jpg
wpf0c07d81.jpg
wp1ae2ce5c.jpg
wp7bcc3f78.jpg
wp9911fc02.jpg
wp6452fa67.jpg
wpbedd8cbd.jpg
wpf6894170.jpg
wpac007ef3.jpg
wpcddee014.jpg
Следующая лекция-демонстрация для взрослых и мастер-класс для детей и взрослых  Мортеза Джафари состоится на выставке-ярмарке «Восточный Базар» на Дизайн-заводе «Флакон».
Работа выставки:  27–29 апреля 2012 года.
Рассказ о ней смотрите здесь.
Вы можете оставить комментарии к статье в блоге.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА    
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png