wp4cbf21e9.png
wp9bc085c7.png
wp889369e0.png
wp8cfd582f.png
wp311fa322.png
wpe6157f5b.png
wpb79c1d07.png
wpae92ac82.png
wp501a2db6.png
wp3bb5ba7d.png
wp4d6c10ad.png
wpd3938442.png
10 мая 2012
«ВООБРАЖАЕМЫЙ МУЗЕЙ»
28 апреля – 28 июля 2012 года
К столетию Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Выставка «Воображаемый музей» проходит в двух зданиях музейного комплекса: в Главном здании (Волхонка 12) и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. (Волхонка 14 – на фото ниже).
Единый входной билет действителен в течение 2 дней.
О выставке на сайте музея.

Открытие

Пресс-конференция состоялась 27 апреля в 12 час.
Открытие выставки – в 16 час.

Мы приехали слишком рано: идут последние приготовления
Больше произведений см. в блоге.

Список всех произведений, представленных на выставке «Воображаемый музей»
Главное здание
1 этаж
1. Голова Аменемхета III. Гранит. Среднее царство. XII династия. Ок. 1853-1806 до н. э. Египетский музей и собрание папирусов, Берлин
2. Статуя писца Хети. Известняк. XXIV в. до н. э. Музей Рёмера-Пелицеуса, Хильдесхайм, Германия
3. Пограничная стела (кудурру) Мардука II. Переднеазиатский музей, Берлин
4. Статуя Гудеа, правителя шумерского города-государства Лагаша. Диорит. XXII в. до н. э. Лувр, Париж
5. Лира из гробницы царицы Пуаби. Дерево, золото, перламутр, лазурит. Вторая пол. III тыс. до н. э. Британский музей, Лондон
6. Килик с изображением богини зари Эос и ее сына Мемнона. Глина, лак, пурпур, белая краска. Аттика, вазописец Дурис, 490-480 гг. до н. э. Лувр, Париж
7. Чаша с Гераклом и Чаша с Менадой из Гермополиса (Египет). Вторая четверть I в. н. э. Государственные музеи Берлина, Античное собрание
8. Сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, Керчь. Золото. Греческая работа. IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
9. Статуя Исиды. Темный и белый мрамор. II век н. э. Национальный археологический музей. Неаполь
10. Фрагмент коптской туники с изображением богини Геи. Ахмим. III-IV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
11. Фрагмент коптской туники с изображением бога Нила. Ахмим. III-IV вв.
ГМИИ, Москва
12. Витторе Карпаччо. Рождество Марии. Холст, масло. 1504 г. Академия Каррара, Бергамо
13. Дж. Баттиста Морони. Портрет сидящего старика. 1575 г. Академия Каррара, Бергамо
14. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Антона Доброго, герцога Лотарингского. Дерево, масло. Государственные музеи, Берлин
15. Альбрехт Дюрер. Портрет молодой девушки. Пергамент, наклеенный на дерево, масло. 1507 г. Государственный музей, Берлин
16. Ханс Мемлинг. Мужской портрет. Дерево, масло. XV в. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
17. Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Дерево, масло. Ок. 1490 г. Музей Прадо, Мадрид
18. Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. Тамбовская областная картинная галерея
19. Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Дерево, масло. Ок. 1629/1630. Музей Лихтенштейн, Вена
20. Самюэл Диркс ван Хогстратен. Автопортрет. Холст, масло. XVII в. Воронежский областной художественный музей
21. Франс Хальс Старший. Портрет Даниэля ван Акена. Холст, масло. Ок. 1640 г. Национальный музей искусств, Стокгольм
2 этаж
22. Голова Афины. Римская копия с греческого оригинала 460-450 гг. до н.э.
Альбертинум, Художественные собрания Дрездена
23. Витторе Гисланди. Портрет молодого художника. Академия Каррара, Бергамо
24. Франсиско Сурбаран. Отрочество Богоматери. Холст, масло. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
25. Диего Веласкес. Конный портрет Бальтасара Карлоса. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид
26. Эль Греко. Христос с крестом. Холст, масло. Ок. 1600-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид
27. Братья Ленен. Возвращение с крестин. Лувр, Париж
28. Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Дени Дидро. Холст, масло. 1769 г. Лувр, Париж
29. Жан Антуан Ватто. Праздник любви. 1717(?). Картинная Галерея, Дрезден
30. Жан-Батист Шарден. Кухонный натюрморт. Холст, масло. Ок. 1733-1734. Ашмолиан музей. Оксфорд
31. Томас Гейнсборо. Портрет Мэри, дочери художника. Холст, масло. 1777 г. Галерея Тейт, Лондон
32. Жак-Луи Давид. Портрет Альфонса Леруа. Холст, масло. Ок. 1783 г. Музей Фабра, Монпелье
33. Статуя танцующей Менады. Римская копия с грече¬ского оригинала Скопаса. Ок. 350 г. до н. э. Альбертинум, Художественные собрания Дрездена
34. Бюст юноши. Мрамор. Ок. 150 г. Государственные музеи Берлина, Античное собрание
35. Бюст императора Каракаллы. Мрамор. 212-217 гг. Национальный археологический музей, Неаполь
36. Джованни Батиста Нальдини. Сад любви. XVI  в. Частное собрание

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.
1 этаж
1. Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем. Холст, масло. 1821. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
2. Джон Констебл. Прыгающая лошадь. Холст, масло. 1825. Королевская Академия художеств, Лондон
3. Жан-Франсуа Милле. Анжелюс. Вечерняя молитва. Холст, масло. 1857-1859 гг. Музей д'Орсэ, Париж
4. Густав Курбе. Раненый. Холст, масло. 1844-1854 гг. Музей д'Орсэ, Париж
5. Ян Матейко. Приговор Матейке. Картон, масло. 1867 г. Национальный музей, Варшава
2 этаж
6. Эдуард Мане. Завтрак на траве. Холст, масло. Ок. 1863-1868 гг. Галерея Курто, Лондон
7. Винсент ван Гог. Ботинки. Холст, масло. 1886 г. Национальный музей Ван Гога, Амстердам
8. Густав Климт. Адам и Ева. Холст, масло. 1917-1918 гг. Галерея Бельведер, Вена
3 этаж
9. Амедео Модильяни. Сидящая обнаженная. Холст, масло. 1916 г. Галерея Курто, Лондон
10. Амедео Модильяни. Портрет молодой женщины. 1915 г. Пи¬накотека Брера, Милан
11. Пабло Пикассо. Женщина в шляпе (Дора). 1939 г. Фонд Бейелера, Базель
12. Пит Мондриан. Композиция. VI/II. 1919-1921. Галерея Тейт Модерн, Лондон
13. Хоан Миро. Без названия. Холст, масло. 1933 г. Частное собрание
14. Джорджо Моранди. Натюрморт. Холст, масло. 1920. Пинакотека Брера, Милан
15. Oтто Дикс. Портрет родителей I. Холст, масло. 1921 г. Художественный музей, Базель
16. Рене Магритт. Ключ полей. 1936 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид
17. Поль Дельво. Пленница (Заброшенный город). Дерево, масло. 1942 г. Частное собрание
18. Ив Танги. Я делал вид... 1948 г. Частное собрание
19. Альберто Джакометти. Стоящая обнаженная. Бронза. 1954 г. Центр Помпиду, Париж
20. Макс Эрнст. Осквернение весны. Частное собрание
21. Фернандо Ботеро. Дом Марты Пинтукко. 2001. Собственность художника.
22. Александр Колдер. Пять углов/ Треугольники. Раскрашенная сталь. 1957 г. Частное собрание
23. Пол Джексон Поллок. Коричневое и серебряное I. Холст, эмалевая краска. 1951 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид
24. Рой Лихтенштейн. Экспрессионистская голова. 1980. Частное собрание

Необычное решение экспозиции решает разные задачи. Так, те, кто давно не заглядывал в залы постоянной экспозиции, потому что «там уже все известно», могут вспомнить молодость хотя многие экспонаты (целыми залами) поменяли прописку. По дороге возникает множество неожиданных сопоставлений. Например, появляется желание «утешить» сотрудников музея, сетующих на пробелы в собрании. Не так важно, что в нашем московском музее не хватает каких-то великих художников, нет помпезных парадных портретов, поскольку в основу живописной коллекции легли частные собрания. Снова, как и в случае с коптскими тканями (см. ссылку выше), видно, как коллекционер приобретал не великие (тогда) имена, не ставил главной целью «вложение капитала», а собирал произведения, которые были ему по душе. Это выражается даже в скромных размерах картин. И такой «домашний» музей всегда был к лицу уютной, не помпезной Москве.

Вы можете оставить комментарии к статье в блоге.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА  
Пока в музей не пускают, обойдем вокруг. На всех домах музейного городка вокруг главного здания висят праздничные флаги
Главное здание
Начало. Легендарный директор музея Ирина Александровна Антонова притягивает фотографов как магнит
Пресс-конференция проходит в просторном Итальянском дворике. Изначально он назывался Христианским.
Сидят слева-направо: А. Меркуров, правнук скульптора и директора музея в послевоенные годы А. Д. Меркурова; М. Б. Аксененко, зав. отделом рукописей; О. В. Тугушева, зам. зав. отделом искусства и археологии античного мира; А. В. Толстой, зам. директора; И. А. Антонова, директор; Йоганн Крефтнер, директор Музея Лихтенштейна (Вена); В. А. Садков, зав. отделом искусства старых мастеров; И. А. Никифорова, зав. отделом искусства XIX–XX вв.; В. П. Толстиков, зав. отделом искусства и археологии античного мира; О. В. Лечицкая, и.о. зав. отделом Древнего Востока
В Белом зале и колоннаде на 2 этаже развернута обширная выставка, посвященная истории музея. Кроме документов и исторических киноматериалов на мониторах, в «окошках» можно увидеть произведения искусства из фондов музея.
Здесь проходят и встречи с научными сотрудниками Музея в рамках юбилейной выставки
Кинохроника: Открытие Музея изящных искусств имени Императора Александра III 31 мая (н.ст. 13 июня) 1912 года на сайте музея.
Напротив Белого зала находится большой макет будущего музейного городка
Скоро начнется и торжественное открытие
Ирина Антонова открывает выставку
Выступление хора Московской Консерватории
Затем выступали министр культуры РФ Александр Авдеев и послы Франции, Испании и других стран.
Витторе Карпаччо. Рождество Марии. Фрагмент. Холст, масло. 1504 г. Академия Каррара, Бергамо
На этом торжественную часть считаю закрытой.

«Великая классическая культура – она рядом с нами, навсегда», – сказала на открытии директор музея Ирина Антонова.
Выставка готовилась несколько лет. Наверное, уже всем известно, что произведения, присланные на время выставки расположены необычно. Они внедрены в соответствующие по времени и происхождению экспозиции музея так, как будто находились здесь всегда. Но найти их в залах не сложно – рядом висят большие яркие подписи с подробным рассказом о госте. Представлено около 60  произведений из 27 европейских и российских музеев и частных коллекций.

Начнем поиски прославленных экспонатов. По возможности, в хронологическом порядке. Что тут самое древнее?
Одна из сохранившихся шумерских лир с головой быка из гробницы царицы Пуаби. Дерево, золото, перламутр, лазурит. Вторая пол. III тыс. до н. э. Британский музей, Лондон (частично реконструирована)
Найдена на территории южного Ирака при раскопках 1927–1934 гг. Голова быка  олицетворяет бога луны. Ниже – мифические сцены (инкрустация из раковин).
На фрагменте «Штандарта из Ура» можно увидеть, как на ней играли на царском пиру
В дороге пострадало правое ухо быка. Наверное, поэтому он такой грустный
Пограничная стела (кудурру) Мардука II. Фрагмент. VIII в. до н. э. Переднеазиатский музей, Берлин
Востоковеды музея отдыхают после налета журналистов.
Слева гость: статуя Гудеа, правителя шумерского города-государства Лагаша. Диорит. XXII в. до н. э. Лувр, Париж
Справа: стела с законами Хаммурапи. Диорит. Слепок. Старовавилонский период. Сер. XVIII в. до н. э. Сузы. ГМИИ
Голова Аменемхета III. Фрагмент. Гранит. Среднее царство. XII династия. Ок. 1853–1806 до н. э. Египетский музей и собрание папирусов, Берлин
Статуя писца Хети. Известняк. XXIV в. до н. э. Музей Рёмера-Пелицеуса, Хильдесхайм, Германия
Хети был судьей и начальником писцов. Скульптуру изготовили для его гробницы. Сохранились остатки росписи
Статуя Исиды. Темный и белый мрамор. II век н. э. Национальный археологический музей. Неаполь
Под грудью завязан «узел Исиды». БОльшая часть рук и головы – современное дополнение по образцам римских статуй. Добавлены и музыкальный инструмент систр и сосуд ситула.
По сторонам – фрагменты коптских туник с изображением богини Геи и бога Нила. Ахмим. III–IV вв. Гея из Государственного Эрмитажа, Нил – местный
Коптские ткани, как раз того римского, живописно-«реалистического» периода, который был мало представлен на прошлой выставке «Сотканный мир египетских христиан» в 2011 г.
(О ней смотрите в блоге).
Античный зал
Килик с изображением богини зари Эос и ее сына Мемнона, убитого в сражении под Троей. Глина, лак, пурпур, белая краска. Аттика, вазописец Дурис, 490–480 гг. до н. э. Лувр, Париж
Чаша для питья вина с мифологическими сценами и надписями с двух сторон
Бюст императора Каракаллы. Мрамор. 212–217 гг. Национальный археологический музей, Неаполь
Сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, Керчь. Золото. Греческая работа. IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Найден в захоронении в 1830 г. Это была первая находка золота скифов, в захоронении мужчины знатного происхождения, женщины и слуги. Рядом находились золотые, серебряные и бронзовые предметы, оружие и другие изделия.
Сцены: скифский царь или военачальник беседует с воином, скиф, натягивающий тетиву на лук и две сцены врачевания
Снимать живопись, которая закрыта стеклом или бликует из-за лака – неблагодарное занятие. Тем не менее, что-то удалось.
Стараюсь не дублировать то, что уже есть в сети или показываю фрагменты.
Диего Веласкес. Конный портрет Бальтасара Карлоса. Фрагмент. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид
Эль Греко. Христос с крестом. Фрагмент. Холст, масло. Ок. 1600–1605 гг. Музей Прадо, Мадрид
Жак-Луи Давид. Портрет Альфонса Леруа. Холст, масло. Ок. 1783 г. Музей Фабра, Монпелье
В центре: Жан-Батист Шарден. Кухонный натюрморт. Холст, масло. Ок. 1733–1734. Ашмолиан музей. Оксфорд
Справа: Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Дени Дидро. Холст, масло. 1769 г. Лувр, Париж
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем. Фрагмент. Холст, масло. 1821. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Густав Курбе. Раненый. Фрагмент. Холст, масло. 1844–1854 гг. Музей д'Орсэ, Париж
Винсент ван Гог. Ботинки. Холст, масло. 1886 г. Национальный музей Ван Гога, Амстердам
Странным контрастом к небольшому этюду Ван Гога выглядит богатая барочная рама, видимо, посмертная дань уважения художнику
Амедео Модильяни. Сидящая обнаженная. Холст, масло. 1916 г. Галерея Курто, Лондон
Oтто Дикс. Портрет родителей I. Фрагмент. Холст, масло. 1921 г. Художественный музей, Базель
Слева-направо: Ив Танги. Я делал вид... 1948 г. Частное собрание
Поль Дельво. Пленница (Заброшенный город). Дерево, масло. 1942 г. Частное собрание
Рене Магритт. Ключ полей. 1936 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид
Поль Дельво. Пленница (Заброшенный город). Фрагмент. Дерево, масло. 1942 г. Частное собрание
Джорджо Моранди. Натюрморт. Фрагмент. Холст, масло. 1920. Пинакотека Брера, Милан
wp566cc03d.jpg
wp55c33d97.png
Аудиозаписи выступлений слушайте в блоге.
Видео-фрагменты выступлений Ирины Антоновой и других на пресс-конференции смотрите в альбоме на Яндексе.

К юбилею выпущен каталог выставки, «История государственного музея нового западного искусства. 1918–1948» Яворской и другие издания
Ирина Антонова отвечает на вопросы корреспондентов около картины Витторе Карпаччо
Видео смотрите там же в альбоме на Яндексе.          
Ирина Антонова рассказывает о будущей выставке Корбюзье, сотрудничестве с музеями          
wp5533b116.gif
wpb3051b1d.png
@
wp72a831ea_0f.jpg
wp047b28b1.jpg
wp7506a233_0f.jpg
wp019a1eb3.jpg
wp74e765df.jpg
wp43f2d0ec.jpg
wp14b320ba.jpg
wp57d57876.jpg
wpb72cbe07.jpg
wp3e3c6a64.jpg
wp47896784.jpg
wp6dcc18fd.jpg
wpe712d69d.jpg
wpd3bc50b5.jpg
wp54c132e9.jpg
wp3d2f7c92.jpg
wpe4d403de.jpg
wpeb889702.jpg
wp309c7064.jpg
wpf0eaf37f.jpg
wp1593b8a2.jpg
wpd14ae33f.jpg
wp900b855c.jpg
wp40775e93.jpg
wpcf9b289c.jpg
wpfeb438d3.jpg
wp8e204918.jpg
wpbfa28503.jpg
wpead2b076.jpg
wp064385be.jpg
wpd44aacd8.jpg
wp1a07f598.jpg
wp7d1b208a.jpg
wp935685a6.jpg
wp1e16197a.jpg
wp433a052c.jpg
wpc34225ee.jpg
wp4276c820.jpg
wp902b17f3.jpg
wp6810b5f1.jpg
wp3e929d1f.jpg
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png