МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА
«Этноджинс: все оттенки индиго»
Галерея «Беляево» совместно с Российским этнографическим музеем (Санкт-Петербург) и Объединением «Выставочные залы Москвы».
Выставка открыта: 21 декабря 2015 – 31 января 2016.
Сайт галереи Беляево: http://gallery-belyaevo.ru/vistavki.html
На выставке представлено 115 экспонатов XIX – первой половины ХХ веков. Часть из них демонстрируется впервые. В витринах одежда и предметы быта казанских татар, удмуртов, нанайцев, айнов, карелов, русских, литовцев. Ткани, выкрашенные в синий цвет украшали цветной вышивкой, аппликацией, набивали рисунок штампами.
Не забудьте поднять голову и вы увидите под потолком многометровые набойки. Ткани узкие и грубоватые, ведь их ткали на ручных горизонтальных станках с подножками.
Здесь можно не только увидеть старинную мужскую и женскую одежду, окрашенную индиго, но и постирать ее в древнем деревянном корыте, погладить железным утюгом, украсить цветным рисунком с помощью набойных штампов. Мысленно, конечно...
Мы всегда считали, что джинсовая ткань – западное изобретение середины XIX века. А что же на самом деле?
Крашением индиго занимались многие народы мира с древности.
Натуральные красители для ткани. Узбеки. Кон. XIX – нач. ХХ в. Бухарский эмират, г. Самарканд
Образцы ткани. Уйгуры. Конец XIX в. Восточный Туркестан, г. Кашгар. х/б холст
Образец крашенины с биркой владельца. Русские. Нач. ХХ в. Вологодская губ. Льняной холст, дерево.
Нотки юмора, с которым сделана экспозиция смягчают суровую музейность
(отражения в стеклах – увы...)
В центре – редкий экспонат – мужской костюм айнов начала ХХ в. с острова Хоккайдо. Немногочисленные айны – аборигены Японии, до сих пор используют древнейший поясной (наземный горизонтальный) станок (о нем см. в блоге). Халат, типа кимоно, соткан из лубяных нитей, полосы окрашены индиго. Воротник и фон для вышивки уникальных узоров айнов сделан из черной хлопковой ткани.
Справа от него на веревке висит "куинь-серго" женский головной убор. Удмурты. Кон. XIX – нач. ХХ вв. Вятская губ. Льняной холст, х/б ткань, шелковая ткань, галун.
Эффектно выглядит вышивка разноцветными шерстяными или шелковыми нитями на синем фоне.
"Женгсе" – нарукавники на верхнюю женскую праздничную одежду. Каракалпаки. Посл. четверть XIX в. Хорезмский оазис. х/б холст, сукно, шелковая нить. Вышивка.
Набивание рисунка на ткань получило распространение в России с начала XIX века. Набивные ткани часто использовали для пошива рубах, штанов, сарафанов, юбок, платков, как подкладочную ткань. Весь домашний текстиль так же мог быть из набойки: занавески, скатерти, покрывала и т. п.
Свои традиции набойного промысла, собственные орнаменты существовали у разных народов. Общим, пожалуй, было одно – деревянные, а порой и металлические штампы, которые и сами по себе уже являются произведением искусства.
1-2. Набойная доска и валек. Коми. Кон. XIX – нач. XX в. Вологодская губ.
3-4. Набойные штампы. Армяне. Нач. ХХ в. Ереванская губ.
Скатерть. Набойка на ткани. Грузины. 1983. Грузинская ССР
Фрагмент занавески. Коми. Нач. ХХ в. Вологодская губ. Льняной холст.
Юбка. Литовцы. Сер. XIX в. Виленская губ. Льняной холст.
Поневоле задумаешься над посылом организаторов проекта: если исстари многие народы делали ткани в технике саржевого переплетения и красили их индиго, то что же остается на долю прославленных изобретателей джинсов? Видимо, сами джинсы...
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Самые разные материалы можно увидеть на выставке: хлопчатобумажную ткань, конопляный холст, льняной холст, ситец, кумач, сукно, шелк, лен, бусины, ровдугу (замша), мех, галун.
Как и сегодня, в одном предмете мастерицы соединяли разные материалы и технологии. Грубую домотканину комбинировали с фабричной тканью и замшей, шерсть со льном или коноплей, полотняное переплетение с саржевым и вышивкой в разных техниках.