«ДРАКОН И ФЕНИКС
В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ ВОСТОКА»
Государственный музей Востока
28 января – 18 марта 2012 года
Выставка приурочена к 2012 году, символом которого согласно восточному, лунно-солнечному календарю является сине-черный
водяной Дракон.
Сайт музея
На афише:
Поднос. Китай, правление Гуансюй (1875–1908).
Медь, перегородчатая эмаль, золочение
Здесь легко представить впечатления человека, попавшего в императорский дворец.
Парадная вышитая одежда сверкает золотыми и разноцветными шелковыми нитями. Фарфор сияет белизной, на которой изящно прорисованы сцены с участием главных героев выставки. Умопомрачительны извивы деревянных и металлических изделий. Ксилография и живопись на шелке, эмаль и литье, чеканка и гравировка, слоновая кость и ворсовые ковры…Кажется, нет такого вида искусства, которое не использовало бы эти традиционные образы. Но, несмотря на сложившиеся канонические сюжеты, детали изображений бесконечно разнообразны.
Из аннотаций: «Дракон (кит. лун), наделенный разнообразными чертами, свойствами и функциями, занимал и занимает важное место в мифологии народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное на Востоке, – феникс (кит. фэнхуан). Если дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть, то феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе дракон и феникс ассоциировались с женихом и невестой и наглядно представляли союз двух начал, взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы… Пара дракон и феникс олицетворяла мировую гармонию, взаимодействие двух начал инь и ян – светлого и темного, мужского и женского».
Купон халата
«Император включался в космологическую систему при помощи официального парадного костюма, одним из видов которого был халат лунпао. Облаченная в него фигура императора представляла собой Ось мира, связующую Небо и Землю. Идея центра подчеркивалась цветом одеяния: только император мог иметь желтый халат. Подол халата был украшен символическим изображением глубин моря лишуй и волн пиншуй, в которых плавали драгоценности, символизирующие благие пожелания. В центре и по бокам подола поднимались трехглавые горы бошань, подчеркивающие ориентацию по сторонам света. Основным элементом декора халатов этой формы были пятикоготные драконы. Они располагались следующим образом: на груди, на спине и плечах по одному дракону, изображенному анфас, на подоле спереди и сзади – по два обращенных друг к другу дракона в профиль. Именно такой лунпао формы цзифу (праздничная одежда), имеется в коллекции Музея Востока. Он был предназначен императору Гуансюю (правил 1875–1908 гг.)».
Женский халат лунпао императрицы Цы Си. Китай, 1860-е гг.
Шелк, ткачество, вышивка шелковыми и золотными нитями
«Женские официальные халаты отличались от мужских не очень заметными деталями кроя. Так, халат, принадлежавший вдовствующей императрице Цы си (фактически правила в 1861– 1908 гг.), имеет по введенной ею моде широкие рукава с большими манжетами».
Слева: Женский халат лунпао. 162х142 см. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка
В центре: Женская безрукавка сяпэй жены китайского чиновника VIII ранга.
Китай, втор. пол. XIX в. Шелк, вышивка
Справа: халат лунпао князя первой или второй степени.
Китай, третья четверть XIX в. Шелк, вышивка шелком, ткачество
Наверху: Ткань «Летящие фениксы». Китай, XVIII в. Шелк, ткачество «кэсы»
Внизу в центре: Два круглых Туаньлуна князя 1-й или 2-й степени.
Китай, нач. XIX в. Шелк, вышивка
«Праздничный неофициальный наряд китаянки состоял из кофты с юбкой, поверх которых надевалась кофта сяпэй, богато украшенная вышивкой и имевшая бахрому по подолу. Мужчины поверх халата цзифу могли надевать однотонную
кофту, на которую нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя. Два круглых медальона с изображением драконов (туаньлун), хранящиеся в музее, являются знаками отличия князей I или II степени».
Ткань с драконом и фениксом. Китай, XVII–XVIII вв. Шелк, ткачество «кэсы»
Центральный зал экспозиции.
В середине: Купон халата лунпао императора Гуансюя. Китай, кон. XIX в.
Шелк, вышивка шелком и золотными нитями
Курильница. Китай, 1875–1908 гг. Металл, литье, перегородчатая эмаль, золочение
Кресла. Китай, XIX в. Дерево, резьба
Ширма четырехстворчатая «Дракон в волнах». Япония, кон. XIX в. Дерево, ткань, вышивка, стекло, металл. Галерея «Юген»
«Мифы о японских драконах объединяют местные легенды с историями о драконах из Китая, Кореи и Индии. Иконографический стиль японского дракона сложился под сильным влиянием китайского. Как и другие азиатские драконы, большинство японских – это божества водные, которые ассоциируются с выпадением осадков и водной стихией – морем, рекой, озером, колодцем. Символика образов и типы иконографии практически полностью совпадают с китайскими. Типичный облик японского дракона – это крупное, бескрылое и змеевидное существо с когтями на лапах, причем пальцев и когтей на каждой лапе – по три».
Большими круглыми глазами драконы здесь смотрят со всех сторон.
Декоративное панно «Даосские мудрецы». Япония, кон. XIX в. Ткань, шелковая и золотная нить, вышивка, аппликация, рельефная подбивка
«Китайские мудрецы, алхимики-даосы, посвятившие свою жизнь изготовлению эликсира бессмертия, часто изображались верхом на животных, фантастических или реальных. В нашем случае они изображены на тигре, драконе, журавле и жабе. В период Мэйдзи (1868–1912) японские мастера нередко обращались к китайским сюжетам, отдавая дань китайской традиции, легшей в основу различных видов художественного творчества в Японии».
Неизвестный художник. «Высокое собрание бессмертных небожителей». Фрагмент. Китай, XIX в. Шелк, минеральные краски
«Бессмертные собрались на пир к живущей на далеком западе богине Си-ван-му, хозяйке чудесного сада из персиковых деревьев, плоды которых даруют необычайное долголетие. Картина являет яркий пример религиозного синкретизма: на пир к богине Запада явились и даосские, и буддийские персонажи, и герои поздних народных верований. Некоторые гости прибыли на реальных и фантастических животных: тигре, единороге и т. д. В
частности, над группой буддийских персонажей парит на драконе один из восемнадцати архатов (прямых учеников Будды), известный в китайском буддизме как Сян лун лохань, то есть Архат, покоривший дракона».
Ковер. Северная Индия, кон. XVIII в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество
Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Фрагмент. Восточный Туркестан (Синьцзян), сер. XX в. х/б основа, шелк, ворсовое ткачество
Ширмы, вазы, столик, шкатулки. Вьетнам, 1980-е гг. Дерево, лак, инкрустация перламутром
Фрагмент ширмы с изображением сцен досуга
Вы можете оставить комментарии к статье в блоге.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved