wp4cbf21e9.png
wp5533b116.gif
wpa417f184.png
wp9bc085c7.png
wpbfd1d3db.png
wp4435999d.png
wp311fa322.png
wp81060e03.png
wp965dc8b5.png
wpdc1f7a54.png
wp8e54b44b.png
wp61891a41.png
wp2cc2b82d.png
wpd3938442.png
«Традиционные виды искусства продолжают развиваться и активно функционируют как в русле «искусства для туристов», так и на внутреннем рынке «для своих». Традиционные верования не теряют своей актуальности, а культовые предметы с ними связанные, бережно сохраняются».
ДОГОНЫ: НЕБЕЗЫМЯННОЕ ИСКУССТВО
Государственный музей Востока
28 марта — 17 апреля 2018 года

Нечасто в Москве можно увидеть искусство народов Африки. На выставке представлено около 60 предметов Х— XХI вв. из фондов Музея Востока и частных коллекций, собранных в результате исследовательских экспедиций, а также фотографии и видео.
wp6ebfc66c_0f.jpg
wp1297750b_0f.jpg
wp2d9105f4_0f.jpg
wp6496077e_0f.jpg
wp808021e9_0f.jpg
wpbff8c2fb_0f.jpg
«Пань» — юбка с орнаментом. Там же. 2017 г. Хлопок, индиготин, ткачество, окрашивание узелковым способом. Гос. музей Востока.
Калебас с крышкой. Там же. 2017 г. Тыква, рафия, кожа, красители. Гос. музей Востока.
wp68c1e0c1_0f.jpg
Аладжи Гиндо. «Пань» — юбка с орнаментом. Дер. Энде. 2017 г. Хлопок, ткачество, роспись «боголан». Гос. музей Востока.
Сейду Гиндо. Табурет, украшенный изображениями предков. Кон. 2014 г. Дерево, резьба. Частная коллекция.
wp7bdd068d_0f.jpg
Ансама Сеиба (р. 1978 г.). Фигура всадника. Дер. Энде. Ноябрь 2017 г. Железо, ковка.
Шпильки для волос. Железо, ковка.
wp582cc23d_0f.jpg
«Большую часть времени жители проводят во дворе или на улице, занятые работой или отдыхом. Поэтому интерьер домов практически лишен декора. Зато снаружи дома богато украшены: дверные засовы, сами двери, дверки зернохранилищ и стены декорированы деревянной резьбой и лепными рельефами. Опорные столбы навесов-тогуна зачастую имеют резные изображения. Засовы, табуреты и сундуки украшены орнаментом… Возможно, самая древняя в мире керамика была обнаружена в стране догонов (ок. 9800 г. до н. э.)».

Слева:  Ансама Сеиба. Именной дверной засов. Март 2015 г.
Справа: Дверной засов. До 2001 г.
Дерево, резьба, железо, ковка. Частная коллекция.
Изображения на засовах являются охранителями.
wp435bd24b_0f.jpg
Слева: Сейду Гиндо (р. 1958 г.). Фигура с поднятыми руками. 2010—2011 гг. Дерево, резьба. Частная коллекция.
Справа: Фигура с поднятыми руками. Область Ваккара (?). Не позднее начала 1960-х гг. Дерево, резьба. Частная коллекция.
wp78c41a16_0f.jpg
Слева: Сейду Гиндо. Предки, молящиеся о дожде. Дер. Энде. 2016 г. Дерево, резьба. Частная коллекция.
Справа: Сейду Гиндо. Закрывший лицо, чтобы не видеть зла. 2015—2017 гг. Дерево, резьба. Частная коллекция.
wp5458e346_0f.jpg
wp2f372a06_0f.jpg
Больше фотографий см. в альбоме
wp5648ef07.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png
МОСКВА
ТЕКСТ и ФОТО: ИРИНА ДВОРКИНА
Ниже слева-направо:
Алтарь духа вождя. Имитация ритуального объекта. Приобретен в дер. Энде, округ Банкасс, рег. Мопти, Республика Мали. 2010-е гг. Железо, глина, ковка, ручная лепка.
Птичья голова, помещенная перед фигурой духа вождя, возможно, обозначает его сверхестественные способности. Частная коллекция.

«Фетиш» - циветта. Окрестности дер. Тинтан, там же. Поздние тиллем или ранние догоны. Ок. Х в. н. э. Железо, ковка.
Фигурка использовалась как ритуальный объект, устанавливалась вертикально, хвостом в песок. Африканская циветта – млекопитающее из семейства виверровых. Гос. музей Востока.

«Фетиш» «леве» (питон). Окрестности дер. Энде. Теллем. Х—XVI вв. н. э. Железо, ковка. В легендах упоминается злой колдун, который использовал леве. Частная коллекция.
Мастерская клана Гиндо. Традиционный мужской праздничный костюм. Дер. Энде. 2015 г. Хлопок, ручное ткачество, минеральные красители. Название техники росписи «боголан» происходит от слова «bogo» — земля, глина (т. е. минеральными красителями). Гос. музей Востока.
Сумка кожаная. 2017 г.  Выделанная козлиная кожа, плетение, минеральные красители. Гос. музей Востока.
Праздничную и повседневную одежду, сотканную вручную, украшают мотивами, символизирующими солнце, луну, звезды, горы, воду.
Догоны живут на территории трех республик: Мали, Буркина-Фасо и Кот-д’Ивуар. Хотя их не более 800 000, говорят догоны на 30 языках. Что не мешает им сохранять единство культуры. Однако каждая деревня отличается своим художественным стилем.