«ГАРМОНИЯ ПРОСТРАНСТВА. ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА»
Выставка открыта в Музее Востока 11 апреля – 12 мая 2019 г.
О выставке на сайте музея.
и репортаж с открытия.
В залах музея Востока на Никитском бульваре представлено более 100 предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций Азербайджанского музея ковра (Баку) и Государственного музея искусства народов Востока (Москва).
Открытие выставки вызвало большой интерес у азербайджанцев, живущих в Москве и москвичей, азербайджанских и московских СМИ.
На вернисаже присутствовали (слева-направо):
директор Государственного музея Востока Александр Седов, зав. отделом музейного дела Министерства культуры Азербайджанской республики Азада Гусейнова, куратор выставки, директор Азербайджанского Музея ковра Ширин Меликова, куратор выставки Мария Филатова.
Полную аудиозапись открытия можно послушать здесь. Выступающих представляет директор музея Востока.
В главном зале построен «уголок» азербайджанского дома, с сидящей среди гладких ковров и тканей XIX – нач. ХХ в. «невестой» в традиционном красном костюме.
На стене в центре: Занавес. Гянджа. Кон. XIX в. Сукно, хлопок. Вышивка блестками, гурама (лоскутное шитье), тамбурная вышивка. 104х78 см.
Справа: Панно. Шеки. XIX в. Сукно, тамбурная вышивка. 228х139 см. Азербайджанский музей ковра.
Ведущая тема выставки – традиционный интерьер в домах Азербайджана прошлых веков. Основную роль в нем играл текстиль: ковры, вышивки, одежда. В придворных мастерских этим занимались мужчины по эскизам профессиональных художников, а в домашних условиях им не уступали изделия, созданные женскими руками.
Фрагмент панно.
В центре: Келагаи – головные платки в технике набойки. Шеки. Кон. XIX в. Шелк, набойка. Азербайджанский музей ковра.
Ковер «Бахманлы». Фрагмент. Карабах. XIX в. Шерсть, ворсовое ткачество.
С этого ковра в 1918 году началось создание коллекции Государственного музея Востока.
Схожие узоры сплошной вязью ложатся на любую поверхность, украшая и оберегая вещь и ее содержимое.
1. Кружка. Нач. ХХ в. Медь, полуда, литье, гравировка, чеканка.
2. Чаша. XIX в. Медь, ковка, полуда, гравировка.
3. Сосуд. XVIII в. Медь, полуда, гравировка. Гос. музей Востока.
Ювелирные изделия: золотые, серебряные, медные поясные пряжки, серьги, браслеты, наголовные украшения – это лишь небольшая часть того, что составляет костюм азербайджанской женщины.
В центре: Пряжка. XIX в. Серебро, паста, филигрань, Чернь, гравировка. Гос. музей Востока.
Выше: Алынлыг – налобное украшение. XIX в. Металл, плетение, филигрань, зернь. Гос. музей Востока.
Набойка на шелке, как и ювелирное дело, мужское занятие. На стене – келагаи – головные платки в технике набойки.
Слева: Набойка. Кон. XIX в.; справа: Баскал. 1930-е гг. Шелк, набойка.
В витрине: Коконы шелкопряда, катушка шелковой нити, джам – чаша для крашения (медь, чеканка), галибы – набоечные штампы (Шеки, 1930-е гг. дерево, металл, резьба), шелковая ткань для изготовления келагаи с нанесенным резервирующим составом, воск. Шеки. Азербайджанский музей ковра.
Галибы – набоечные штампы. Шеки, 1930-е гг. дерево, металл, резьба.
Слева: Ковер «Биджо». Ширван, село Биджо. 1920-е – 30-е гг. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество. Гос. музей Востока.
В центре: Бахари – верхняя женская одежда. Карабах. 1866 г. Тирме, шерсть, тамбурная вышивка. Азербайджанский музей ковра.
Справа: Ламбрекен для камина-бухары. Карабах . XIX в. Бархат, хлопок. Тамбурная вышивка, вышивка «птичий глаз». 138х60 см.
Фестоны ламбрекенов для каминов бывают сложной формы, их количество зависит от размера ниши. Издали ламбрекен поражает сплошной вязью орнамента, вблизи можно бесконечно рассматривать затейливые узоры. В отличие от ярких вышивок, висящих в зале, он отличается спокойной гармоничной расцветкой (над которой, видимо, потрудилось время).
Ламбрекен для камина-бухары. Карабах. XIX в. Бархат, хлопок. Тамбурная вышивка, вышивка «птичий глаз». 138х60 см. Азербайджанский музей ковра.
Несомненно, царит на выставке вышивка. Ее яркие краски, горящие на черном фоне, создают атмосферу праздника.
Музей издал роскошный альбом-каталог на трех языках «Художественная вышивка из коллекции Азербайджанского музея ковра». Баку, 2017. Автор текста – директор музея Ширин Меликова
На обложке каталога: Вышивка гладью. Ширван. XVIII в. Шерсть, шелк.
Бахари – верхняя женская одежда. Фрагмент. Карабах. 1866 г. Тирме, шерсть, тамбурная вышивка. Азербайджанский музей ковра.
Кюрду – стеганая безрукавка. Карабах. Кон. XIX в. Бархат, подкладка хлопок, мех куницы. Тамбурная вышивка, по швам шнур «карагёз». Длина 49 см. Азербайджанский музей ковра.
Многие изделия искусно вышиты золотной нитью. Такие вышивки известны нам по древнерусскому лицевому шитью с религиоными сюжетами, а здесь оно украшает и футляры для молитвенной печати, Корана, и многие утилитарные изделия: декоративные панно, занавеси для ниш, ламбрекены, мешочки, тюбетейки, различные аксессуары.
Бакинский музей ковра богат не только коврами – он предоставил на выставку небольшие редкие экспонаты, которые дают возможность представить быт азербайджанцев тех далеких времен. Например, изящные мешочки для узерлика (степной руты) служили амулетами от сглаза. Кисеты для табака вышивали девушки для своих любимых. В пеналах каламданах хранили гусиные перья и инструменты для их заточки. Драгоценной нитью украшали плоские мешочки «зифаф кисяси» для хранения простыни с ложа новобрачных, которую демонстрировали утром после брачной ночи.
Наусники вошли в моду во второй половине XIX – нач. ХХ в. Во время сна мужчины старались сохранить затейливые формы усов. Поскольку усы имели разную форму и размеры, то и наусники делались индивидуально и часто украшались вышивкой золотной нитью.
1–2. Наусники. XIX в. Бархат, шелк. Золотное шитье. Длина 13 см.
3. Наусник. Карабах. Нач. ХХ в. Бархат, хлопок, золотное шитье.
4. Футляр для часов. Баку. XIX в. Бархат, шелк. Золотное шитье.
Азербайджанский музей ждет с ответной выставкой экспонаты московского музея.
ТЕКСТ и ФОТО: ИРИНА ДВОРКИНА
© 2012 Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved